Горностаев Иван Иванович

— архитектор; племянник Алексея Г., род. в 1821 г., получил общее образование в 3-й СПб. гимназии, а специальное — в Академии художеств, которую посещал с 1842 по 1846 г. в качестве вольноприходящего ученика.

Получив в ней две серебряные медали, вышел из нее со званием неклассного художника и предпринял на свой счет путешествие в чужие края. Провел несколько лет в Италии, преимущественно в Риме, потом посетил Грецию, Европейскую Турцию, Малую Азию, Палестину и Египет, а оттуда через Париж и Германию возвратился в Петербург, в 1851 г. Шестилетнее странствование в странах, усеянных художественными памятниками разных времен и народов, обогатило его познаниями по части истории изящных искусств, которая сделалась с тех пор любимым предметом его занятий.

В 1854 г. за представленный в Академию художеств проект главного почтамта в столичном городе он получил звание академика; в 1856 г. поступил на службу в Имп. публ. библ., в которой и оставался до 1864 г.; в 1858—59 гг. ездил в разные местности Новгородской и Псковской губ. для художественно-исторических изысканий, главным образом, для выяснения характера ганзейской эпохи древнерусского зодчества; в 1864 г. совершил с подобною же целью поездку по западным губерниям России.

Результатом этих путешествий было множество чертежей, рисунков и обмеров древних зданий и несколько статей, помещенных Г. в "Записках" Археологического общества.

В 1860 г. он получил в Академии художеств кафедру истории изящных искусств и вскоре составил и издал литографированные записки — первое самостоятельное и дельное сочинение по этому предмету на русском языке, за которое Академия наук присудила автору Демидовскую премию.

В 1860 г., участвуя в конкурсе по составлению памятника тысячелетию России, Г. получил за свой проект вторую премию.

В 1867 г. он занял должность архитектора при СПб. университете и оставался в ней до самой своей смерти, последовавшей в 1874 г. Главные архитектурные работы этого художника — устройство в Имп. публ. библиотеке новой читальной залы в римско-итальянском стиле и особого кабинета во вкусе средневековых монастырских рефекториев, назначенный для хранения первопечатных иностранных книг; памятник М. Глинке над его могилою в Александро-Невской лавре; перестройка верхнего этажа так наз. здания Jeu de paume для СПб. университета и проект собора в византийско-романско-русском стиле, составленный для Бабаевского монастыря Костромской епархии (выполненный уже по кончине сочинителя).

Вообще Г. при своей скромности, неискательности и житейской непрактичности не имел многочисленных и особенно выгодных архитектурных заказов, хотя и трудился постоянно над составлением разных проектов и производил различные постройки.

Во всем, что сделано им по этой части, заметно мало самостоятельности и богатой фантазии; зато почти повсюду отразились его деликатный вкус и основательное знание стилей.

Самую существенную его заслугу составляет преподавательская деятельность: своими лекциями в академии и изданием руководства к истории искусства он много способствовал распространению знакомства с этою наукою в среде не только русских художников, но и любителей изящного; сверх того, он принес большую пользу устройством (в 1870) и рациональным ведением художественно-промышленных классов при СПб. рисовальной школе для вольноприходящих.

А. С—в. {Брокгауз} Горностаев, Иван Иванович архитектор, академик, профессор истории искусств И. А. X., р. 11 дек. 1820, † 29 ноябр. (3 дек.) 1874 г. {Половцов}