Гризодубова Валентина Степановна

Гризодубова Валентина Степановна [27.04(10.05).1909—28.04.1993] — известная советская летчица, Герой Советского Союза (1938, первая среди женщин), Герой Социалистического Труда (1986), гвардии полковник.

Дочь С. В. Гризодубова.

В авиации с 1929 г. 24—25 сентября 1938 г. вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой в качестве командира экипажа совершила беспосадочный перелет Москва—Комсомольск-на-Амуре (6450 км за 26 ч. 29 мин.) на самолете АНТ-37 "Родина". Во время Великой Отечественной войны командовала 101 тап, затем 31 гв. апдд. Совершила около 200 боевых вылетов.

После войны работала в гражданской авиации.

Избиралась депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва.

Ее имя носит 103 гв. втап и самолет Ил-76МД в Смоленске.

Гризодубова, Валентина Степановна Род. 1910(11), ум. 1993. Советская летчица, в 1938 г. вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой совершила беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток.

Герой Советского Союза (1938), с 1943 г. полковник.

Герой Социалистического Труда (1986). Дочь С. В. Гризодубова (см.). Гризодубова, Валентина Степановна (10.5.1909—28.4.1993). Советская летчица — первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза. Родилась 10 мая (27 апреля) 1909 года в Харькове (Украина) в семье известного авиаконструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова.

Русская.

Член КПСС с 1941 года. Окончила Пензенский аэроклуб в 1929 году. Занималась планерным спортом, работала летчиком-инструктором в Тульской авиационной школе. В 1934—1935 — летчик агитэскадрильи имени М. Горького на Центральном аэродроме.

В Советской Армии с 1936 года. В 1937 на самолетах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета. 24—25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолете АНТ-37 "Родина" (второй пилот — П. Д. Осипенко, штурман — М. М. Раскова) совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток (Керби), установив мировой женский рекорд дальности полета (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6450 км). За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 Гризодубовой Валентине Степановне присвоено звание Героя Советского Союза. С 1939 — начальник Управления международных воздушных линий СССР. Участница Великой Отечественной войны с марта 1942 года. В марте 1942 — октябре 1943 — командир 101-го транспортного авиационного полка; с октября 1943 — командир 31-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (Авиация дальнего действия).

Лично полковник Гризодубова совершила более 200 боевых вылетов, в том числе на ночные бомбардировки (132 вылета), а также доставляя за линию фронта боеприпасы и военные грузы. С 1946 — в запасе.

С 1946 — заместитель начальника НИИ-17 по летной части. Лично принимала участие в испытательных полетах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

В 1963—1972 начальник Летно-испытательного центра НИИ. С 1972 — заместитель начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по летной части. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Звание Героя Социалистического Труда Гризодубовой В. С. присвоено 6 января 1986 за многолетний доблестный труд. Жила в Москве.

Умерла 28 апреля 1993 года. Похоронена в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Награждена 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

Почетный гражданин Пензы. В Москве установлен памятник; на доме, где жила — мемориальная доска. В 1972 году в Харькове в квартире Гризодубовых был открыт музей истории авиации.

Примечание: Официальная дата рождения Гризодубовой 31 января 1910. Точная дата (27 апреля 1909) обнаружена директором музея Гризодубовых в Харькове В. Е. Власко.