Губанов Николай Иванович

(р. 03.01.1948) — спец. по теории познания, онтологии, филос. антропологии; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Ясенки Курской обл. Окончил биол. ф-т Воронежского гос. ун-та (1970). Работал преп., доц., зав. кафедрой филос. Актюбинского гос. мед. ин-та (1987—1998). С 1998 по наст. вр. — зав. кафедрой филос. Тюменской гос. мед. академии.

Канд. дисс. — "Диалектика образного и знакового в чувственном отображении" (1979); докт. дисс. "Проблемы чувственного отражения (Природа и гносеологический статус основных форм чувственного познания)" (1987). Осн. работы посвящены анализу чувственного познания, к-рое трактуется как процесс, имеющий образное содержание и знаковую форму: из психических модальностей (красное, зеленое, сладкое, теплое и т.д.), являющихся естеств. знаками физ. природы элементов отображаемых предметов, в процессе перцептивно-предметной деятельности формируются образы этих предметов, воспроизводящие их структуру.

Для объяснения предметности (интенциональности) чувственного познания Г. предложил закон пространственного проецирования чувств, образов: чувств, образы, являясь информац. содержанием нейродинамических систем головного мозга и локализованные в нем, психически проецируются вовне, на воспринимаемые предметы, в результате чего в нормальных условиях в непосредственном переживании субъекту даны не состояния его органов чувств, а отображенные свойства вещей.,Патологическим проявлением этого закона служат галлюцинации, когда без восприятия внешн. предметов актуализируются образы (представления) и проецируются вовне. Г. показывает, что непонимание процесса проецирования чувственного образов послужило в истории филос. причиной возникновения субъективного идеализма, отождествившего образы с предметами.

На основе данного закона предложено решение многовековой проблемы первичных и вторичных качеств.

Показано, что это учение верно по своей гл. идее (цвет, запах, вкус объективно не существуют, но имеют объективные причины), но выражено в неадекватных понятиях, приводящих к логич. парадоксу: предметы обладают нек-рыми свойствами, к-рых у них на самом деле нет. В действительности же вторичные качества — это не качества предметов, а знаковые элементы чувств, образов (психические модальности), к-рые кажутся принадлежащими внешн. предметам в силу несознаваемого проецирования образов на предметы.

В самих предметах этим знаковым элементом соответствуют оп-редел. объективные свойства (напр., цветам — способность испускать электромагнитные волны, запахам — стереохимические свойства молекул и др.), природа к-рых постигается не чувств, отражением, а мышлением.

Ряд работ Г. посвящен психосоматической проблеме и разработке концепции единства биол. и соц. детерминации интеллекта, основанной на понятиях "норма реакции" и "индивидуальный профиль одаренности". Соч.: Проблема образного и знакового в чувственном отображении // ВФ. 1982. № 5; К проблеме идеальности общественного сознания // ФН. 1983. № 3; К проблеме активности и социальной обусловленности чувственного отражения // ВФ. 1984. № 2; Чувственное отражение: анализ проблем в свете современной науки. М., 1986; Методологические аспекты проблемы соответствия между объектом, ней-родинамическим кодом и психическим образом // Психологический журнал. 1987. № 3; Биологическая и социальная детерминация способностей человека [В соавт.] // ФН. 1988. № 2; Психосоматическая проблема [В соавт.] // ФН. 1990. № 12; Индивидуальный профиль одаренности, задачи дифференцированного обучения и профориентации [В соавт.] // Труды Международного форума по проблемам науки, техники, образования.

М., 1998; О генетической и социальной детерминации нравственных качеств человека и преступности [В соавт.] // Материалы Второго Российского философского конгресса.

Т.3. Екатеринбург, 1999; Природные и социальные причины интеллектуальных различий людей // Традиции славяно-русской словесности в Тюмени.

Тюмень, 2000.