Гумницкий Григорий Николаевич

(р. 06.03.1924) — спец. в обл. этики; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Почеп Брянской обл. Окончил филос. ф-т МГУ (1948), асп. того же ф-та (1951). С 1953 — доц. Омского с.-х. ин-та, с 1961 — доц. кафедры филос. Ивановского пед. ин-та, ставшего затем ун-том. С 1992 — проф. Ивановского инж.-строительного ин-та (в наст. вр. — Архитектурно-строительной академии).

Докт. дисс. — "Методологические проблемы исследования специфики морального сознания" (1979). В своих работах выдвигает идею осн. морального отношения: отношения личности к общему благу как к первичной, к личному благу как к конечной целям и к их единству как к высшей цели; осн. моральное отношение выступает в качестве осн. морального закона, на базе к-рого Г. строит концепцию морали, включающую логически обоснованную систему этич. категорий.

Обосновывает положение о материальности сознания (в атрибутивном смысле) в онтол. аспекте, предлагает онто-гносеол. определение материи.

Материя понимается как субъект, обладающий "идеальной", субъективной составляющей, "чувствительностью", высшей формой к-рой является сознание.

Обществ, сознание, в гаосеол. аспекте вторичное по отношению к природе и обществ. бытию, в онтол. является составляющей последнего и первичным по отношению ко всем результатам человеч. деятельности, в том числе к экон. отношениям, хотя гносеол. полностью не охватывает их системы.

Теория базиса и надстройки абсолютизирует влияние экономики на др. элементы об-ва. Г. обосновывает положение о системообразующем значении осн. вопроса филос. в системе филос. знания.

Понимает филос. как учение (науку) о всеобщих отношениях человека к миру, а постольку и о мире как объекте этих отношений.

Включает в "чистую" филос. теорию всеобщих черт мира (диалектику), онтологию, гносеологию, аксиологию, логику и праксеологию.

Развивает понимание счастья как всесторонней, а не только моральной удовлетворенности; обосновывает представление об общечело-веч. сущности морали; предлагает собственную трактовку категории свободы, разграничения категорий потребности и интереса.

Исследует проблемы теории морали и нравств. воспитания.

Соч.: К вопросу об основных этических категориях // ФН. 1963. № 1; Смысл жизни, счастье, мораль // ВФ. 1967. № 5; К вопросу об определении понятий "мораль" и "моральный прогресс" // Нравственный прогресс и личность.

Вильнюс, 1976; Соотношение морального и полезного в системе ценностей // Проблемы сознания в условиях развитого социализма.

Иваново, 1976; Нравственный поступок и его оценка.

М., 1978; Проблема специфики моральной цели и кантовское учение о соотношении морали и счастья // Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. Вып.5. Калининград, 1980; Смысл жизни, счастье, мораль.

М., 1981; Нравственное воспитание: цель, условия, закономерности.

М., 1983; Маркс, диалектика как система.

М., 1987; Категорический императив И.Канта и проблема моральных законов // Кантовский сборник.

Вып.13. Калининград, 1988; Нравственное воспитание. [В соавт.]. Воронеж, 1990; Категории конечной и высшей цели в учении И.Канта и теория морали // Кантовский сборник.

Вып.16. Калининград, 1991; О предмете философии.

Иваново, 1992; Основы этики. (Учебное пособие).

Ч.1. Иваново, 1992; Ч.2. 1995; Некоторые вопросы преподавания философии // Проблемы преподавания философии в высшей школе. М., 1997; Материализм или идеализм.

Философские очерки. [В соавт.]. Иваново, 1998; Материализм или идеализм? Философские очерки.

Иваново, 2000.