Гурвич Исаак Ариевич

(известен под псевдонимом "Izchak Eisik ben Arje Zebi ha-Levi") — журналист; род. в Вильне в 1860 г. Поступив в С.-Петербургский университет, Г. был в 1879 г. арестован и выслан административным порядком.

В Сибири Г. произвел первое местное исследование переселений крестьян, результаты которого он впоследствии опубликовал в появившейся в 1888 г. в Москве книге "Переселение крестьян в Сибирь". Сдав в 1887 году экзамен в Демидовском юридическом лицее, Г. стал принимать деятельное участие в организации социалистических кружков среди минских еврейских рабочих (ср. его статью "Первые еврейские рабочие кружки" в журнале "Былое", 1907, VI). Привлеченный в 1890 г. по известному делу о парижских бомбах, созданному провокатором Ландезеном, Г. эмигрировал в Америку.

В 1891—1893 гг. он редактировал русскую газету "Прогресс" (сперва в Нью-Йорке, потом в Чикаго).

В 1893 г. Г. сдал экзамен на степень доктора философии; его диссертация "The economics of the Russian village" появилась и в русском переводе ("Экономическое положение русской деревни", Москва, 1896) и в свое время сыграла боевую роль в русском марксистском движении.

В 1893—1894 гг. Г. был приват-доцентом Чикагского университета по кафедре статистики.

Возбудив против себя университетское начальство участием в американском народническом (Populist) движении, Г. вынужден был подать в отставку.

До 1900 года Г. занимался в Нью-Йорке адвокатурой; затем он поступил на государственную службу в Вашингтоне, где в качестве статистика состоит поныне (1910). В начале освободительного движения (1905) Г. приехал в Россию, был избран выборщиком во вторую Государственную Думу по гор. Минску, но, когда выборы были кассированы, вернулся в Америку.

Г. сотрудничал в русской и американской печати.

Еврейской жизнью и литературой Г., стоя первое время на ассимиляторской точке зрения, сначала не интересовался; но в 1897 г. в целях социал-демократической пропаганды стал принимать участие в еврейской социалистической прессе и постепенно сделался еврейским публицистом, одновременно являясь первоучителем ревизионизма в еврейском социалистическом движении.

Его слог на жаргоне отличается исключительной простотой, вследствие чего широкие рабочие массы легко понимают работы Г. даже на чисто теоретические темы. Но при всей своей популярности Г., однако, имеет мало приверженцев.

Это объясняется не столько тем, что его статьи слишком холодно-рассудительны, сколько его беспощадно-критическим отношением к народным святыням, благодаря чему он почти всегда находится в конфликте с предводителями, а главное — с теоретиками всех партий.

М. Винчевский. {Евр. энц.}