Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович

(р. 08.03.1939) — спец. по этике; д-р филос. наук, проф. Чл.-корр. РАН, действ. чл. ряда обществ. академий.

Род. в с. Алка-дар (Дагестан).

В 1961 окончил филос. ф-т МГУ, в 1964 — асп. того же ф-та. С 1965 по 1987 преподавал филос. и этику в МГУ. С 1987 — зав. сектором этики ИФ АН СССР (ныне РАН), затем рук. Центра этич. иссл., зав. отделом, зам. директора (с 1996) того же ин-та, одновременно (с 1996) зав. кафедрой этики филос. ф-та МГУ. Ведет разнообразную научно-организационную работу, является инициатором многих обществ. и изд. проектов, среди к-рых — создание научно-просветительского центра "Этика ненасилия", вып. альманахов "Этическая мысль" (1988, 1990, 1991, 2000, 2001), кн. сер."Библиотека этической мысли", Энциклопедического словаря по этике, изд. ряда класс. текстов и колл. трудов.

Г. является зам. предс. научно-редакц. совета "НФЭ" в 4 т. (М., 2000—2001), предс. секции этики и членом президиума Рос. филос. об-ва. Канд. дисс. — "Условия происхождения нравственности" (1964). Докт. дисс. — "Социальная природа нравственности" (1977). Г. сформулировал гипотезу о стадиальном происхождении нравственности, взяв за критерий обособление индивида от родо-племенной общности в качестве самодеятельной личности.

Он первым в отеч. филос. в начале 70-х гг. исследовал золотое правило нравственности как наиболее точное выражение специфики моральной регуляции, способствовал его популяризации в об-ве (см. работу "Золотое правило нравственности"). Исходя из единства теор. содержания и нормативных целей этики, Г. предложил свою систематизацию ист.-этич. процесса, в к-рой античная этика предстает по преимуществу как учение о добродетелях, средневековая этика — как учение о благах, а этика Нового времени представляет собой разл. опыты теор. синтеза двух фундам. характеристик морали: произвольности и общезначимости (см. работы "Введение в этику", "Краткая история этики"). В конце 80-х гг. Г. возглавил новое направление иссл. работы — этика ненасилия; показал, что насилие и ненасилие следует интерпретировать не только как альтернативные варианты, но и как исторически последовательные стадии в борьбе за соц. справедливость; интерпретировал ненасилие как такую конкретизацию принципа любви, к-рая блокирует возможности его морализирующей фальсификации (см. цикл теор. статей в ж. "ВФ" за 1991—1996 годы, а также работы по филос. Л.Н.Толстого).

Проф. Г. награжден дипломом ЮНЕСКО за 1996 г. с вручением медали Махатмы Ганди "за выдающийся вклад в развитие толерантности и ненасилия". Г. предложил оригинальную интерпретацию важнейших этико-норматив-ных программ как разл. версий решений одной и той же проблемы единства добродетели и счастья (см. работу "Великие моралисты"), конкретизировал понятие моральной демагогии (см. цикл статей на эту тему). Им разрабатывается этич. теория, призванная соединить абсолютность нравств. закона с неповторимостью (единственностью) каждого морального поступка.

Осн. положения этой теории состоят в следующем: специфика морали связана с модальностью сослагательного наклонения; моральные мотивы имеют своим предметом не содержание поступка, а его возможность и образуют особый (вторичный, контрольный) уровень мотивации; безусловность морали приобретает практич. действенность в форме запретов.

Соч.: Проблема происхождения нравственности (на материале развития института кровной мести) // ФН. 1964. № 3; Золотое правило нравственности // В. МГУ. Сер."Философия". 1972. № 4; Начальный этап античной этики // Там же. 1973. № 4; Социальная природа нравственности.

М., 1974; Проблема специфики нравственности в этике Аристотеля // Социальная сущность и функции нравственности.

М., 1975; Отношение к природе как нравственная проблема // ФН. 1975. № 5; Структура нравственного поступка // Структура морали и личность.

М., 1977; Золотое правило нравственности.

М., 1979 (2-е изд. — 1982, 3-е изд. — 1988); Моральность личности: характер детерминации // Моральный выбор. М., 1980; Предмет этики // Марксистская этика. (Уч. пос). 2-е изд. М., 1980; Долг и склонности. (Анализ противоречивости моральной мотивации в домарксистской этике) // ВФ. 1981. № 10; Этика Аристотеля.

М., 1984; Этика и мораль // ФН. 1984. № 5; Введение в этику. М., 1985; Мораль // Общественное сознание и его формы. М., 1986; Этика Демокрита // В. МГУ. Сер."Философия". 1986. № 2; Краткая история этики. [В соавт.]. М., 1987; Die neue Stellung der Wissenschaft: ethische Aspekte // Zeitschrift f. Wissenschaftsforschung. Graz, 1989; Soviet ethics and new thinking // In the interest of peace. A spectrum of philosophical views. N.Hampshire. 1990; Мораль и насилие // ВФ. 1990. № 5; Двухуровневая структура ценностей в стоической этике // Этика стоицизма: традиции и современность.

М., 1991; Zur Geschichte und aktuellen Situation der Ethik in der Sowjetunion // Studies in Soviet Thought. 42. 1991; Этика ненасилия // ВФ. 1992. № 3; Благоговение пред жизнью: евангелие от Швейцера. (Послесловие) // А.Швейцер.

Благоговение перед жизнью.

М., 1992; Понятия насилия и ненасилия // ВФ. 1994. № 6; Учение Л.Н.Толстого о непротивлении злу насилием // Свободная мысль. 1994. № 6; Die Idee des Absoluten als Bedingung der Moglichkeit von Moral // Der Mensch und seine Frage nach dem Absoluten. Mtinchen, 1994; Великие моралисты.

М., 1995; Язык и совесть.

М., 1996; Этика. [В соавт.]. М., 1998; Сослагательное наклонение морали // ВФ. 2001. № 5; Закон и поступок (Аристотель, Кант, Бахтин) // Этическая мысль. М., 2001. [Полную библиографию научных трудов А.А.Гусейнова (1961—1998) см. в кн.: "Этика: новые старые проблемы.

К шестидесятилетию А.А.Гусейнова". М., 1999. C.246—253.]