Гусев-Оренбургский Сергей Иванович

Гусев-Оренбургский Сергей Иванович [1867—] — писатель.

Род. в Оренбурге, в купеческой семье. Учился в семинарии, после чего был священником в одной из мордовских деревень.

Первый рассказ Г.-О. ("Самоходка") был написан в 1893. После шестилетнего пребывания сельским священником Г.-О. снимает с себя сан и окончательно становится профессионалом-писателем — изобразителем жизни провинциального духовенства и крестьянской бедноты.

По формальному характеру своего творчества Г.-О. является в значительной мере продолжателем бытописательской народнической традиции, которая впоследствии перемежается с более новыми и даже модернистскими влияниями.

В социально-тематическом отношении Г.-О. берет для себя отправной точкой рассказ Гл. Успенского "Неизвестный" (история диакона, ищущего смысла жизни и постигнувшего несправедливость общественных отношений). "Добрым пастырем" открывается первый том его рассказов, а дальше этот образ пастыря варьируется и в ряде других произведений ["Отец Памфил", сельский поп (в рассказе "Конокрад"), отец Гедеонский ("Миша"), отец Илья ("Капитан Кук"), рассказ "Идеалист"]. Отрицательные стороны жизни духовенства Г.-О. хотя и захватывает, но недостаточно широко.

Произведения Гусева-Оренбургского из крестьянской жизни ("Агасфер", "Сквозь преграды", "Где ветлы стояли", "Последний час" и др.) не вносят ничего нового после народнической беллетристики, посвященной жизни крестьян.

Кроме того нередко изображаются деревенские персонажи в тонах сгущенного сентиментализма (рассказ "На родину"). Лучшим произведением Г.-О., которым он обратил на себя внимание литературной критики и современных ему читателей, является повесть "Страна отцов", написанная осенью 1904 (напечатана в IV т. сб. "Знание", СПб., 1905), т. е. в эпоху нараставшего революционного подъема.

Здесь Г.-О. изображает переживания попа Ивана на фоне широкой картины развивающегося хищнического капитализма в одном из крупнопромышленных центров восточной окраины.

Крупный капиталист-хищник Широкозадов, озлобленное, ограбленное им, обнищавшее крестьянство, волнения рабочих города, готовых на стачку, рабочая демонстрация, — вот тот фон, на котором показан уход учащейся молодежи, детей алчных черносотенных попов — в стан борцов за права трудящихся.

К сожалению и это произведение Г.-О. грешит не только публицистикой, призванной придти на помощь там, где не хватает силы изображения, но и риторикой, хотя и поданной с самыми благими намерениями.

Процесс превращения попа Ивана — самодовольного кулака в рясе на первых страницах повести — в обличителя лживости духовенства и в человека, уходящего из этого лагеря лицемеров православия, — художественно слабо мотивирован.

Но все же необходимо сказать, что в свое время повесть "Страна отцов" имела, хотя и временное, но большое общественно-агитационное значение.

Минуя ряд произведений писателя, где указанные нами недостатки принимают еще более отчетливый характер, упомянем повесть "Призраки", полную искренности и правдивости.

В 1923 Г.-О. выпустил книгу о погромах во время гражданской войны на юге, ценную по богатству фактического материала.

В настоящее время Г.-О. живет в Америке, где редактирует журнал "Жизнь". Библиография: I. Рассказы Г.-О., 3 тт., изд. "Знание". CПБ., 1903—1910; Собр. сочич. Г.-О. [1893—1916], изд. "Жизнь и знание", тт. I — XIV. Кроме того т. XV ("Борьба" и другие рассказы), изд. "Жизнь и знание", М., 1918; Страна отцов, Гиз, М., 1923; За свободу, Повесть в стихах, изд. Казанск. губ. ком. РКП, Казань, 1919; Багровая книга, Харбин, 1922; В Красной Москве, Пьеса в 4 д., Харбин, 1922; Книга о погромах на Украине в 1919, ред. и послесловие М. Горького, Гиз, М., 1923. II. Веселовский Ю., Замкнутый мир, "Вестн. знания", 1903. IX; Коробка Н., Из глухого угла, "Образование", 1904, III; Неведомский М., О современном художестве, "Мир божий", 1904, VIII и X; Коробка Н., Страна отцов, "Вестн. и библ. самообразования", 1905, XV; Фpиче В., Очерки современной литературы, Новая жизнь, "Правда", 1905, IX — X; Peдько А., Литературные наблюдения, "Русское богатство", 1905, X; Богданович А., Годы перелома, СПб., 1908; Луначарский А., О XXIII сб. "Знание", "Литературный распад", т. II, 1909; Львов-Рогачевский В., На диком мустанге, "Наша заря", 1910, V — VI (и в сб. критич. статей: Снова накануне, М., 1913); Гусев-Оренбургский, Писатели о себе, "Новая русская книга", 1922, VII. III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, ред. Н. К. Пиксанова, Гиз, М., 1928. И. Кубиков. {Лит. энц.} Гусев-Оренбургский, Сергей Иванович (Гусев). Род. 1867, ум. 1963. Писатель, автор повестей "Страна отцов" (1905), "В глухом уезде" (1912), "Святая Русь. Эмигрантские рассказы" (1957). С 1921 в США.