Инсарова Мария Николаевна

(урожд. Миклашевская) (1866, Новгород — ?) — арт. оперы (лирико-драм. сопрано).

Род. в дворянской семье. Пению обучалась в Петерб. конс. (кл. Ю. Платоновой, Е. Иванова-Смоленского, С. Габеля).

В 1887 пела в Тифлисе, затем в Саратове (антр. Н. Унковского, 1892—94), Казани (1893, 1990), Харькове (1894—96, 1900, антр. А. Церетели), Ростове-н/Д (1896—97), Одессе, Киеве (1900), Н. Новгороде, Вильно, Тифлисе, Новороссийске, Москве, Петербурге (т-р "Аркадия", антр. М. Максакова, 1901; антр. А. Церетели, 1904; т-р "Олимпия", 1905 и в др. частных т-рах до 1906). "Голос у Инсаровой был суховатый, но певица она была музыкальная и очень способная.

Она жила на сцене, как рыба в воде... Простота ее игры, сдержанность жеста и, когда было нужно, пламенность темперамента — все это делало из молодой певицы фигуру большого значения" (Н. Боголюбов)*. Исп. отличалось лирич. проникновенностью и драм. силой (многие драм. актеры приходили на ее спектакль). 1-я исп. партии: Ярмилы ("Лесной царь"), Оскольской ("Пан воевода"), Орфы ("Руфь"); в Харькове — Волховы ("Садко"), Марфы ("Царская невеста"); в Саратове — Лизы ("Пиковая дама"). Лучшие партии: Татьяна, Кума Настасья, Лиза ("Пиковая дама"), Маргарита ("Фауст"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Микаэла, Миньон.

Др. партии: Антонида, Горисла-ва, Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Ярославна ("Князь Игорь"), Тамара ("Демон" A. Рубинштейна), Маша ("Дубровский"), Снегурочка, Панночка-Русалка, Иоланта;

Маргарита и Елена ("Мефистофель"), Мими ("Богема"), Манон ("Манон Леско"), Дездемона ("Отелло" Дж. Верди), Паж Оскар, Кармен, Недда, Эльза ("Лоэнгрин"). Партнеры: А. Антоновский, Н. Большаков, Ю. Закржевский, В. Зарудная, О. Камионский, Е. Ряднов, Н. Унковский, Ф. Шаляпин, Д. Южин, Л. Яковлев.

Пела п/у А. Павлова-Арбенина, И. Палицына, И. Прибика, В. Сука. Лит.: Ястpебцев В. В. Н. А. Римский-Корсаков.

Воспоминания. — Л., 1960. Т. 2. С. 128— 129; Боголюбов H. H.* Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 29—30.