Иоаннисьян Иоаннес

[1864—] — армянский поэт. Окончил историко-филологический факультет Московского университета [1888]. Состоял преподавателем в Геворкян Академии (Вагаршапат), Нерсисьян Семинарии и в школе Овнанян (Тифлис), а потом инспектором городских училищ в Баку. Писать начал со школьной скамьи.

Первая небольшая книжка стихов И. была издана университетскими товарищами И. в Москве [1887]; полный сборник — "Стихотворения" — вышел в свет в Вагаршапате [1.908]. На ранних стихах Иоаннисьяна сказались влияния поэтов: С. Шах-Азиза (его учителя), Лермонтова, Надсона, Гейне, но в дальнейшем он стал на путь самобытного творчества.

Поэзия предшествовавших И. армянских поэтов С. Шах-Азиза и Р. Патканяна носит отпечаток публицистики и воинственности; преобладание гражданских мотивов в их творчестве было вызвано ожесточенной борьбой армянского буржуазного либерализма с феодально-патриархальными нравами и понятиями.

И. является поэтом следующего десятилетия, когда борьба завершается победой капитализма над феодализмом и принципы либерализма претворяются в жизнь. В это время Иоаннисьян явился основоположником лирики в новой литературе русских армян. "Песня, ода, элегия, обработка исторической легенды, философское раздумье, — все эти и другие основные формы лирики были любовно и тщательно культивированы И. Он с большим вниманием, чем его предшественники, отнесся также к технике своего искусства: язык И. чист и обдуман, его размеры строго выдержаны, его рифма подчинена определенным законам" (Брюсов В., Введение к сб. "Поэзия Армении", стр. 76—77). Другая заслуга И. заключается в том, что он впервые обратил внимание на армянскую народную поэзию, обработал ряд древних песен и преданий ("Рождение Ваагна", "Легенда о царе Артатесе", "Царь Артавазд" и другие).

И. мастерски использовал приемы народной лирики в стихах: "Араз течет, волной бия", "Снег засыпал все пути" ("Алагяз"); последние по своей колоритности, образности не уступают народной песне, очень популярны и поются в народе.

По пути, проложенному И. к народной поэзии, пошли другие армянские поэты, вступившие в литературу после него. Творчество И. выражает не только субъективные переживания поэта (любовь, природа, мир грез), зачастую окрашенные пессимизмом, но и гражданскую скорбь ("Прощайте, солнце, весна"), национально-шовинистические (стихотворение "С. Шах-Азизу", "Тхмут", "Ашуг"), религиозно-клерикальные ("Евангелие", "Богоматерь", "Лампада Просветителя" и "Настали века") и крестьянские мотивы ("Зерно", "Кручина крестьянки") — отображение мелкобуржуазной идеологии поэта. И. принадлежат также переводы из Надсона, Некрасова, Шиллера, Гете, Уланда, Леопарди, Гервега и Теннисона.

Библиография: На армянском яз.: Стихотворения, сб., Москва, 1887; Стихотворения, сб. "Вагаршапат", 1908. II. Манвелян Л., Русаай гракаяутян патмутюн, вып. IV, Тифлис, 1911, стр. 66—76; Папазян В., Патмутюн ай граканутян, Тифлис, 1911, стр. 552—557; Тертерян А., Сиро ев Карекцутян еркич, Эривань, 1912; Mapтуни Ал., "Гарун", Гракан-Канадатакаи альманах, Гирк III, Москва, 1912, стр. 207—247,; Сурхатян, Ай граканутян, т. I, Эривань, 1926, стр. 364—374. Переводы из И. на русск. яз.: Веселовский Ю., Стихотворные переводы, вып. I, М., 1898, стр. 58—63; "Современные армянские поэты", сб. под ред. Л. Уманца и Ар. Дервиш, М., 1903, стр. 13—20; "Армянская муза", сб. под ред. Ю. Веселовского и проф. Г. Халатян, М., 1907; "Сборник армянской литературы", под ред. М. Горького, П., 1916, стр. 109—112; "Поэзия Армении", под ред. В. Брюсова, М., 1916, стр. 301—310. II. Брюсов В., Введение к сб. "Поэзия Армении", М., 1916, стр. 76—77; Mакинцян П., Очерк армянской литературы к сб. армянской литературы под ред. М. Горького, П., 1916, стр. ХС — СХ. Е. Мартиросьян. {Лит. энц.}