Иона епископ Великопермский

— святитель, епископ Великопермский, Устъвымский. † 1470; память 6/19 июня, 29 января/11 февраля ив 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых.

Святитель Иона был пятым епископом Пермским.

После кончины великого просветителя Пермского края святителя Стефана († 1396; память 26 апреля/9 мая) его преемником стал епископ Исаакий, проводивший большую часть своего времени в Москве и недолго находившийся на Пермской кафедре.

Апостольские труды святителя Стефана продолжили святители Герасим († 1441; память 24 апреля/7 мая) и Питирим († 1455; память 29 января/11 февраля и 19 августа/1 сентября); оба приняли мученическую смерть, исполняя свой архипастырский долг. Вскоре после убиения отрядом вогульского князя Асыки святителя Питирима митрополит Московский и всея Руси Иона († 1461; память 31 марта/13 апреля и 15/28 июня) рукоположил соименного себе благочестивого инока во епископский сан. В 1455 году епископ Иона прибыл в Усть-Вымь, главное селение обращенных в христианство зырян, где еще в 1383 году святым Стефаном († 1396; память 26 апреля/9 мая) была учреждена кафедра при построенном им храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Принимая место, обагренное кровью двух его предшественников, святитель Иона, безусловно, понимал, какие трудности он встретит на своем архипастырском пути. Время междоусобиц уже проходило, и великий князь Василий Васильевич Темный еще в Москве обещал святителю защиту и покровительство.

Присланная им сильная московская рать за 1458— 1459 годы установила в Пермских пределах относительное спокойствие, усмирив при этом вятскую вольницу, принимавшую участие в грабежах поселений зырян и убийстве святителя Питирима.

В случае же набегов полудиких племен вогулов (или вогуличей) Новгород и Устюг были обязаны по первому требованию Пермского епископа оказывать ему военную помощь.

Главным делом жизни святителя Ионы стало дальнейшее просвещение наиболее упорно державшихся языческих верований небольших, но очень воинственных народностей — остяков и вогулов.

Являясь соседями уже крестившихся зырян, они врывались в их поселения, грабя и принуждая жителей отказываться от истинной веры. Неутомимо боролся он с влиянием волхвов и жрецов на простодушный народ, поклонявшийся языческому истукану — Золотой бабе. В 1462 году епископ Иона был вызван на прения о вере, которые проходили в Уросе, владении пермских языческих князьков.

Одержав убедительную победу над главными пермскими волхвами, святитель сумел зажечь светом христовой истины сердце одного из наиболее влиятельных в тех местах князей.

С помощью этого князя, нареченного во святом крещении Михаилом, епископ Иона приступил к искоренению языческих кумирниц и идолов.

В 1462 и 1463 годах он окончательно утвердил в христианской вере "Великую Пермь" — народы, жившие по Вишере, Каме и Чусовой.

В главном поселении Перми Чердыни епископ Иона основал монастырь во имя святого апостола Иоанна Богослова, на устройство которого, так же, как и на строительство храмов, щедрые пожертвования делали жители Устюга и Новгорода.

Успешная архипастырская деятельность святителя Ионы укрепила его авторитет среди иерархов Русской Православной Церкви.

В 1459 году он был призван в Москву, где принял участие в Соборе, в частности, в составлении послания литовским епископам о хранении верности Православию.

В 1461 году принимал участие в Соборе, избравшем митрополитом Московским и всея Руси Феодосия (Бывалыдева, 11475). Пятнадцать лет длилось его святительское служение в Пермской земле. 6 июня 1470 года он мирно отошел ко Господу.

По свидетельству летописца, "положено бысть святое тело его на Усть-Выми, в своей его епископии, близ мощей святых в церкви [Благовещения Пресвятой Богородицы], по левую сторону Герасима и Питирима епископов, Устьвымских чудотворцев... идеже все три вкупе почивают и чудеса творят и исцеления различныя подают с верою приходящим..." Общая память трем святителям (кроме памяти, совершаемой в день кончины каждого из них) установлена 29 января 1607 года Соборным определением при Святейшем Патриархе Гермогене и царе Василии Ивановиче Шуйском.

Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 248. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 1, с. 1421. Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. — М., 1884—1885. — Т. 1, с. 518—523. Муравьев А. Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских: в 12 т. — СПб., 1855—1858. — Т. 1. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1408. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 729. Попов Е. А., протоиерей.

Велико-Пермская и Пермская епархия (1379—1879). — Пермь, 1879, с. 11—12. Филарет (Гумилевский), архиепископ.

Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. — 2-е изд., с доп. — Чернигов, 1865. — Т. 1, с. 138—140. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — 2-е изд. — СПб., 1862, с. 200—201. Леонид (Кавелин), архимандрит.

Святая Русь. — СПб., 1891, № 462. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 557. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии. — Пермь, 1899, с. 12. Русский паломник. — 1908, № 7, с. 111. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 7, с. 274. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 1108. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 314. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 47. Минея июнь. — М., 1986. — Ч. 1, с. 206—207.