Иона Сысоевич

— митрополит ростовский, род. близ Ростова около 1607 г., умер 20 декабря 1690 г. Сначала был иноком углицкого Воскресенского (ныне упраздненного) монастыря, потом архимандритом Белогостицкого и Авраамиевского Богоявленского монастырей; 15 августа 1652 г. возведен патриархом Никоном в сан ростовского митрополита.

В 1654 и 1656 гг. присутствовал в Москве на соборах об исправлении церковных книг и во время удаления патриарха Никона в Воскресенский монастырь управлял патриархиею.

В 1663 г. участвовал в разборе дела патриарха Никона; в 1664 г., по приговору всех архиереев, был удален от управления делами патриаршими за то, что принял благословение от прибывшего в это время в Москву патриарха Никона.

В 1666 г. присутствовал на соборе, осудившем патриарха Никона, а затем с 1674 по 1690 г. принимал участие на всех последующих соборах и съездах иерархов в Москве. 5 июля 1690 г. удалился на покой. Митрополит Иона был известен своею ревностью к церковному благолепию; он устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил существовавшие ранее монастыри и церкви.

При нем же, в 1658 г., была выделена часть ростовской митрополии и из нее учреждена особая епархия Великоустюжская.

Титов, А., "Ростовская иерархия", M. 1890 г.; его же "Летописец о ростовск. архиер."; "Ярославские Губерн.

Ведом.", 1855 г., № 10. {Половцов} Иона Сысоевич — митрополит Ростовский и Ярославский.

Родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово, неподалеку от города Ростова.

Монашество принял в Углицком Воскресенском монастыре.

Был архимандритом Белогостицкого Георгиевского и Авраамиева Богоявленского Ростовских монастырей. 15 августа 1652 года патриархом Никоном хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Ростовского и Ярославского.

В 1654 и 1656 годах присутствовал в Москве на Соборах об исправлении церковных книг. В 1663 году участвовал в разборе дел патриарха Никона.

Во время удаления патриарха Никона в монастырь был местоблюстителем патриаршего престола со 2 сентября по 18 декабря 1664 года. В 1664 году по приговору всех архиереев удален от управления делами патриархии за то, что принял благословение от прибывшего в Москву после долгого отсутствия патриарха Никона.

В 1666 году присутствовал в Соборе, осудившем патриарха Никона.

С 1674 по 1690 год участвовал во всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве. 5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря 1690 года. Погребен в Ростовском кафедральном соборе.

Митрополит Иона известен своей ревностью к церковному благолепию.

В своей епархии им воздвигнуты следующие храмы и церковные строения: Введенская трапезная и Никольская церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор и Михаило-Архангельская церковь в Белогостицком Георгиевском монастыре, стены и башни митрополичьего дома, Воскресенская церковь митрополичьего дома, церковь Григорьевского затвора в митрополичьем доме, Белая, Отдаточная и Ионинская палаты, церковь Спаса на Сенях, Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря, звонница Ростовского собора, собор Петровского монастыря, церковь Иоанна Богослова в митрополичьем доме, Троицкий собор в Зачатьевском монастыре, комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, митрополичий дом с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре.

Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами.

В построенном митрополитом Ионою Ростовском кремле был разбит висячий сад. Митрополит Иона создал знаменитые по всей Руси ростовские звоны. Самый большой колокол митрополит Иона назвал в честь своего отца — "Сысоем". По-видимому, владыка сочинил и музыку нескольких звонов — недаром один из них называется "ионинским". О колоколах Ростовского собора, музыкально настроенных, он писал князю Ростовскому Михаилу Михайловичу Темкину: "На своем дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки". Труды: Благословенная грамота на построение новой церкви во имя Знамения Богородицы, данная 24 июня 1659 г. Романовского уезда Никольскому попу Никифору // Титов А. А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахромееву. — Сергиев Посад, 1897. — Вып. 4, № 8, с. 101—103. Благословенная грамота в Спасо-Ярославский монастырь о служении архимандриту литургии "на ковре с рипидами и со осенением свещным", данная в 1666 г. // Государственный исторический музей, собрание Вахрамеева, № 1087, л. 217. Благословенная грамота на обновление церкви Обнорского Воскресенского монастыря, данная 16 декабря 1686 г. игумену Никону // Ярославские епархиальные ведомости. — 1860, № 33. — Часть неофиц., с. 309—310. Благословенная грамота на построение в Ярославле каменной церкви во имя Сошествия Святого Духа, данная 8 сентября 1688 г. попу Макарию // Ярославские епархиальные ведомости. — 1873, № 48. — Часть неофиц., с. 388—389. Память в Кирилло-Белозерский монастырь о совершении водоосвящения в навечерии праздника Богоявления, от 1 января 1656 г. // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. — СПб., 1836. — Т. 4, № 333, с. 495. Память о запрещении скоморохам и медвежьим поводчикам промышлять в Устюжском и Сольвычегодском уездах, от 23 октября 1657 г. // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. — СПб., 1836. — Т. 4, № 98, с. 138—139. Память в Сольвычегодск и Лузскую Пермцу с повелением поститься и совершать молебны по случаю войны с турками и крымскими татарами, от 10 октября 1678 г. // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. — СПб., 1836. — Т. 4, № 229, с. 315—317. Память в Усольский уезд с объявлением о смерти царицы Агафий Симеоновны и царевича Илии Федоровича, от 7 сентября 1681 г. // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. — СПб., 1846—1875; 1862. — Т. 8, № 102, с. 327—328. Память архимандриту Сольвычегодского Введенского монастыря Иосифу о наблюдении за монастырским благочинием, от февраля 1682 г. // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. — СПб., 1836. — Т. 4, № 253, с. 355—356. Письма священнику ярославской церкви Дмитрия Солунского Иоанникию // Серебриков С. Два письма: Преосвященного Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, и казначея его иеромонаха Вассиана, писанные в 1673 году в Ярославль к священнику Димитриевской церкви Иоанникию // Временник Общества истории и древностей российских. — 1849. — Кн. 3. — Смесь, с. 2—3. Письмо Илье Даниловичу Милославскому с просьбой содействовать удалению из Ростова дьяка Митрофана Никифорова, 1663 г. // Сообщ. B. Борисов // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — 1848. — № 5. — Смесь, с. 56. Письмо вологодскому архиепископу Симону о присылке росписи церквей и монастырей Пошехонского уезда, после 22 декабря 1675 г. // Ярославские епархиальные ведомости. — 1864, № 47. — Часть неофиц., с. 463—464. Письмо патриарху Иоакиму в ответ на запрос, как поступить с Кириллом Полуектовичем Нарышкиным, который был насильно пострижен в 1682 г. и не желает вести монашеский образ жизни, после 22 ноября 1684 г. // Лествицын В. Переписка патриарха Иоакима с митрополитом Ионою Сысоевичем // Ярославские губернские ведомости. — 1873, № 10. — Часть неофиц. — C. 52—53; № 12, с. 62—63. Богомольная грамота в Кирилло-Белозерский монастырь, извещающая о победе над поляками (декабрь 1654 г.) // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. — СПб., 1836. — Т. 4, № 80. — С.118—120. Грамота в Кирилло-Белозерский монастырь с требованием соблюдать единогласие и пользоваться новыми печатными служебниками (октябрь 1657 г.) // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. — СПб., 1836. — Т. 4, № 335. — С.499—500. Окружное послание // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841—1842. — Т. 4, № 62, с. 172—177. Грамота о недействительности клятвы, возложенной Никоном на митрополита Питирима // Российская государственная библиотека.

Отдел рукописей, ф. 256, собр. Румянцева, № 376. Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 531. Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. — 2-е изд. — М., 1860, прим., с. 25, 552. Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. — СПб., 1882—1884, ч. 1, с. 141. Летопись о ростовских архиереях с примеч. чл.-корр. А. А. Титова // Изд. Общества любителей древней письменности. — СПб., 1890. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. — М., [1914], с. 23, 54, 74, 75, 82. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1418. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М.. 1908, с. 923, 928. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 333, 340. Ярославские губернские ведомости. — 1855, №10. Церковный вестник. — СПб., 1891, № 5, с. 71. Православный собеседник. — Казань, 1907, сентябрь, с. 396. Исторический вестник. — СПб., 1885, октябрь, с. 88—101. — 1888, февраль, с. 424—425. — 1894, октябрь, с. 237—240. — 1904, февраль, с. 700. — 1906, январь, с. 304. Православное обозрение. — М., 1882, февраль, с. 103; январь-апрель, с. 403. Русский архив. — М., 1901. — Кн. 1, № 3, с. 362. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 7, с. 288—289. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 24. Буланин Д. М. Иона Сысоевич // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб., 1993. — Вып. 3, ч. 2, с. 93—98.