Кабанихин Анатолий Васильевич

— гитарист, выдающийся музыкальный педагог.

Родился 14 апреля 1919 года в селе Воецкое Симбирской губернии в бедной крестьянской семье. "В нашем селе в ходу была только балалайка, — вспоминал позднее А.В. Кабанихин. — Впервые я услышал ее у соседа, затем стал понемногу у него учиться.

Только с переездом во Фрунзе полюбил гитару и она стала для меня родным инструментом". Во Фрунзе семья перебралась в 1929 г., уже оттуда в 1935 году Анатолий Кабанихин уехал в Москву в надежде получить музыкальное образование.

Музыкальный техникум им. Октябрьской революции был единственным в стране, в котором было отделение русских народных инструментов, в число которых входила и испанская шестиструнная гитара, однако брали в него только москвичей и жителей области.

К радости юноши, директор В. Ревич допустил его к экзаменам и даже дал денег из директорского фонда на жизнь в столице.

В те годы там преподавали великолепные музыканты: Н. Речменский — дирижирование;

К. Щедрин (отец Родиона Щедрина) — музыкальную литературу;

И. Способин — сольфеджио и гармонию.

К занятиям Анатолий Кабанихин относился очень серьезно.

Были дни, когда он репетировал по 14 часов в сутки, в основном, самостоятельно (в училище ходили один раз в неделю).

Вскоре по своему мастерству он стал превосходить выпускников училища и его даже прозвали "Кабанини" на манер Паганини.

В 1936 году А.В. Кабанихину, тогда еще студенту-первокурснику, посчастливилось быть одним из участников встречи с Андресом Сеговией, организованной его преподавателем Петром Агафошиным.

Это был последний приезд знаменитого гитариста в Россию. "Игра Сеговии являлась своего рода прорывом гитары на большую сцену, так как до этого музыкальный мир относился к ней скептически.

Пианист К. Игумнов, профессор Московской консерватории, после общения со знаменитым гитаристом говорил своим ученикам: ''Послушайте Сеговию, и вам станет намного яснее, как исполнять Баха'' " (А. Кабанихин).

Закончить училище Кабанихину не удалось — были отменены все отсрочки и в 1939 г. его забрали в армию, хотя и на музыкальное поприще: как раз в это время Зиновий Дунаевский при содействии своего брата Исаака создавал военный ансамбль НКВД — огромный коллектив, насчитывавший около трехсот человек.

В него входили оркестр народных инструментов, джаз-оркестр под управлением Ю. Силантьева, хор, танцевальная и актерская группы под управлением М. Тарханова.

Сценарии писали И. Добровольский и вызволенные из ссылки авторы кинокомедии "Веселые ребята" М. Вольпин и Н. Эрман. Постановками руководил С. Юткевич, народный артист СССР, автор фильмов "Человек с ружьем" и "Встречный". Музыку сочинял Д. Шостакович.

Описывая это время А.В. Кабанихин говорит: "Мы составляли конкуренцию даже Краснознаменному ансамблю песни и пляски, так как наша программа выгодно отличалась большей полнотой.

Много гастролировали.

Были у нас очень удачные работы.

Например, спектакль "По родной земле" ставился более 300 раз. Во время войны наш ансамбль обосновался в Москве в клубе им. Ф. Дзержинского.

Я играл на домре и был концертмейстером, но иногда в спектакле удавалось сыграть и на гитаре.

Гитара не одобрялась.

Я занимался в основном урывками в умывальнике.

Кафельные стены обеспечивали потрясающую акустику.

Ни у меня, ни у А. Иванова-Крамского допуска к сольным выступлениям не было. П. Агафошин, открывший класс гитары в нашем музыкальном техникуме, рисковал стать кандидатом во "враги народа". Во время войны я с этим ансамблем побывал на многих фронтах, а в 1943 г. два с половиной месяца провел в блокадном Ленинграде.

Я испытал все то, что испытали ленинградцы во время блокады: падал от голода в обморок, по трое суток не ел. Хорошо помню дневную норму — со спичечный коробок кусочек хлеба, сделанный из отрубей и березовой муки. Мы его не ели, а глотали, не отходя от раздаточного окошка". В 1943 году А.В. Кабанихин в числе других специалистов по инструментовке был привлечен к работе в конкурсе на лучший гимн Советского Союза. В задачу входила инструментовка и представление в исполнении хора вариантов гимна, поданных на конкурс.

Всего таких гимнов было около двухсот, 6 из них инструментовал Кабанихин.

На момент окончания училища гитара в СССР была если и не запрещена, то не приветствовалась.

Руководители всевозможных концертных организаций и филармоний относились к ней плохо, поэтому как гитаристу А.В. Кабанихину больше всего довелось работать на кинохронике, что давало основной заработок.

Он много и концертировал.

Ездил в Сибирь, на Байкал, в Среднюю Азию, выступал на радио. Его партнерами были И. Дунаевский, Л. Утесов, А. Нежданова, С. Козловский, М. Бернес и многие другие.

Озвучивание кинофильмов, в том числе и ленты "Два бойца", приносило музыканту, по его признанию, необыкновенную радость.

К сожалению, кинофильмов, в которых записана игра Кабанихина, сейчас осталось немного.

Это, пожалуй, только "Два бойца" и "Простая история". Остальные забылись.

Довелось озвучивать много картин, связанных с политическими деятелями, например, с Я. Свердловым.

С актерами театра им. Е. Вахтангова принимал участие в сборных концертах, правда, играть должен был за сценой, так как открытая игра на гитаре была запрещена по причине аполитичности этого инструмента.

В 1948 году творчество многих композиторов ( Д. Шостаковича, А. Прокофьева, Ю. Шапорина, А. Хачатуряна и др.) было объявлено чуждыми и непонятными народу.

В опалу попала и гитара.

Травля повлекла за собой репрессии, увольнения с работы.

А.В. Кабанихину, А. Иванову-Крамскому и многим другим не удалось найти работу по своей основной специальности.

В конце концов ему пришлось поступить в оркестр Н. Осипова в качестве домриста, где он проработал в общей сложности 14 лет. Гитару с собой брал только для занятий, но иногда удавалось играть на радио во время гастролей в Куйбышеве, Фрунзе, Ташкенте. "Амнистия" пришла в 1957 году, и А.В. Кабанихин с А.М. Ивановым-Крамским провели конкурс гитаристов-исполнителей во время международного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

Интерес молодежи к гитаре превзошел все ожидания.

В 1961 г. А.В. Кабанихин открыл класс шестиструнной гитары в училище им. Гнесиных.

Одним из первых учеников был Б. Хлоповский, к сожалению, рано ушедший из жизни. Потом преподавал гитару и инструментоведение в Московском институте культуры.

Добрая треть педагогов 150 московских музыкальных школ — ученики А.В. Кабанихина.

Более тридцати лет руководил ансамблем гитаристов 1-го подшипникового завода.

А.В.Кабанихин награжден орденом Отечественной войны второй степени и семью военными медалями, медалью "Ветеран труда" и медалью Ломоносова, которой был награжден в МГУ, где тоже преподавал в течение нескольких лет. Несмотря на почтенный возраст и перенесенную тяжелую операцию на ноге, Анатолий Васильевич продолжает давать уроки у себя дома, руководит ансамблем.

Нет ни одной строчки, имеющей какое-либо отношение к его любимому инструменту, которую бы он не прочитал.