Каган Моисей Самойлович

(р. 18.05.1921) — спец. в обл. филос. и истории культуры, теории ценности, истории и теории эстетики; д-р филос. наук, проф. Род. в Киеве. Окончил романо-германское отд. филол. ф-та ЛГУ (1941), асп. кафедры истории искусства ист. ф-та того же ун-та (1947). Ученик И.И.Иоффе, разработавшего в 20—30-е гг. методологию синтетического изучения искусств — предвестницу теории и истории художеств. культуры.

В 1946 начал читать курсы теории искусства и эстетики.

С 1960 — доц. филос. ф-та, с 1970 — проф. Канд. дисс. — "Французский реализм XVII века" (1948). Тема охватила проявления франц. реализма в литературе, живописи, графике и теор. обоснования в эстетике и филос. Докт. дисс. — по кн. "Лекции по марксистско-ленинской эстетике" (1966). Под науч. руководством К. и при его авт. участии изданы колл. труды: "Лекции по истории эстетики" в 5 кн. (Л., 1973—1980), "История художественной культуры человечества" в 2 кн. (Л., 1984, 1986), "История философии культуры" (СПб., 1998) и ряд др. К. — член нескольких творч. союзов (художников, кинематографистов, театральных деятелей), междунар.

Ассоциации эстетики и Ассоциации художеств. критиков.

В 1994 избран вице-президентом обществ. организации Академии гуманит. наук России.

Заслуженный деятель науки РФ. Вклад К. в науку выразился в разработке в 70—80-е гг. системного подхода, а в 90-е — синергетического подхода, методологии междисциплинарных иссл. и их применении в разных обл. гуманит. знания — в изучении человеч. деятельности и общения, искусства, культуры, проблем филос. антропологии, аксиологии и онтологии.

Особое место в его деятельности в посл. десятилетие заняли фундам. работы по истории мировой культуры и истории культуры Санкт-Петербурга, оригинальные по методологии.

Уникальна по аспекту иссл. монография "Се человек", в к-рой проблемы филос. антропологии рассмотрены в их трактовке изобразительными искусствами от первобытности до наших дней. Соч.: Эстетическое учение Н.Г.Чернышевского.

М.—Л., 1958; О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории.

Л., 1961; Начала эстетики.

М., 1964; Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств.

Л., 1972; Братья Антуан, Луи и Матье Ле Нэн. М., 1972; Человеческая деятельность (Опыт системного анализа).

М., 1974; Ладо Гудиашвили.

Л., 1983; Социальные функции искусства.

Л., 1978; Мир общения: Проблема межсубъектных отношений.

М., 1988; Mensch — Kultur — Kunst. Systemanalytische Untersuchung. Hamburg., 1994; Art, Science and Technology in the Past, Present and Future // Leonardo. Vol.27 № 5; Petersbourg, une ville nee des Lumieres // L''Homme des Lumieres. De Paris a Petersbourg. Actes du Colloque International (Auto-mne 1992). Napoli, 1995; Postmodernism as Birth of a New Type of Culture. International Yearbook of Aesthetics. Vol.1. 1996; Град Петров в истории русской культуры.

СПб., 1996; Философия культуры.

СПб., 1996; Философская теория ценности.

СПб., 1997; Эстетика как философская наука. СПб., 1997; Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. СПб., 1998; К вопросу о соотношении симметрии и асимметрии как способов самоорганизации бытия // Языки науки — языки искусства.

М., 2000; Введение в историю мировой культуры.

Кн.1. СПб., 2000; Кн.2. СПб., 2001; Се человек: Рождение, жизнь и смерть в "волшебном зеркале" изобразительного искусства.

СПб., 2001; Метаморфозы бытия и небытия // ВФ. 2001. № 10. (Библиографические указатели см.: Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. статьи.

СПб., 1991; Каган М.С. Искусствознание и художественная критика: Избр. статьи.

СПб., 2000; В диапазоне гуманитарного знания: К 80-летию проф. М.С.Кагана.

СПб., 2001).