Камионский Оскар Исаевич

[18(30). 1.1869, Киев — 15(28).8.1917, Ялта] — арт. оперы (лирич. баритон), камерный певец и педагог.

Муж К. Брун. Род. в купеческой семье. В детстве обучался игре на скрипке, с 12 лет участвовал в гимназическом хоре и пел соло (альт). По совету Ф. Блуменфельда и И. Тартакова поступил в Петерб. конс., где в 1888—91 обучался пению (кл. К. Эверарди и С. Габеля, оперный кл. О. Палечека).

В годы учебы его поддерживали А. Рубинштейн и П. Чайковский, по совету к-рых К. уехал в Милан. где совершенствовался в вокальном искусстве у А. Ронци и Ч. Росси. В 1892 дебютировал в партии Валентина в Неаполе (т-р "Беллини", где пел год; выступал также в т-ре "Сан-Карло" вместе с Н. Папаян).

В 1892—93 выступал в Сиене, Флоренции (здесь участвовал в премьере оперы "Паяцы", в к-рой исп. партию Тонио, п/у Р. Леонкавалло), Афинах (в Королевском т-ре). С 1893 в течение 20 лет с неизменным успехом выступал в основном на провинциальных оперных сценах: Харьков (1893—94, 1898—1900, 1913—14,), Киев (1894— 95, 1897, 1902—04, 1914), Казань (1894, 1896, 1904), Ростов-н/Д (1895—96), Тифлис (1896— 98, 1899—1901), Саратов (1897—98, 1915), Н. Новгород, Екатеринослав.

Часто гастролировал в Петербурге, Одессе (1901, 1913), Баку. В 1904—08 пел в Петербурге ("Новая опера", антр. А. Церетели, 1904—05; Нар. дом, 1907) и Москве (Опера С. Зимина, 1905—08). Гастролировал за рубежом — в Монте-Карло (1907), в Японии (1909), Лондоне (1910), во Франции и Германии.

Обладал небольшим по силе голосом красивого тембра и широкого диапазона.

Исп. отличалось тончайшей муз. фразировкой, благородством и изяществом.

Владел искусством бельканто и Mezza voce. Уделял большое внимание внешней фактуре образа (грим, костюм, мимика).

Репертуар был обширным и разнообразным; особенно певцу удавались партии из итал. оперной классики (критики называли К. "русским Баттистини"). 1-й исп. партий: Смила Клена ("Лесной царь"); в Одессе — Гарина ("Каморра"); в Харькове — Грязного ("Царская невеста"). Лучшие партии: Онегин, Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского), Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини; по отзывам прессы, в этой партии был одним из лучших на рус. сцене), Граф ди Луна, Амонасро, Риголетто, Ренато, Скарпиа, Вольфрам.

Др. партии: Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Елецкий;

Дон Жуан ("Дон Жуан"), Невер. Партнеры: К. Врун, Р. Горская, М. Инсарова, Л. Клементьев, Р. Радина, И. Томарс, Д. Южин. Пел п/у В. Сука, А. Эйхенвальда.

Вел также конц. деят-сть. Гастролировал по городам Сибири и за границей — в Японии, Франции, Германии.

Камерный репертуар включал романсы А. Рубинштейна, Ц. Кюи и др. Выступал также с сольной партией в 9-й симфонии Л. Бетховена (Петербург, 1890; Одесса, 1901). В 1904 преподавал в Киев. муз.-драм. уч.-ще М. Лесневич-Нооовой.

Записывался на грампластинки (ок. 400 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1900, 1904, 1905, 1911; "Зонофон", 1903; "Пате", 1903, 1911; "Бека", 1905; "Орфеон" (Метрополь Корона), 1911; "Стелла" (РАОГ), 1911; "Анкер-рекорд"), Тифлисе ("Граммофон", 1902), Киеве ("Граммофон", 1902, 1904; "Фаворит", Я4, 1912; "Экстрафон", 1913; "Артистотипия", 1913), Москве ("Граммофон", 1907—10, 1913; "Сирена", 1910), Берлине (1910), Варшаве ("Сфинкс", 1914); нек-рые архив. записи К. — в ГЦММК и ГЦТМ. Лит.: Хроника театра и искусства. (К 10-летию сценической деятельности О. Камионского) // Театр и искусство. 1904. № 6. С. 129; Оскар Ками-онский. — Киев. 1911; О. Камионский. (Некролог) // Рампа и жизнь. 1917. № 33—34. С. 14; Левик С. Ю, Записки оперного певца. — 2-е изд. — M., 1962; Бронштейн С. Герои одного мгновения: Воспоминания зрителя. — М., 1964. С. 53—54; Боголюбов H. H. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 140—141, 204; Беляков Б. Н., Блинова В. Г., Боpдюг Н. Д. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде — городе Горьком. — Горький, 1980. С. 54—55.