Кантор Карл Моисеевич

(р. 22.12.1922) — спец. в обл. филос. культуры и истории, эстетики; канд. филол. наук. Род. в Буэнос-Айресе (Аргентина), с 1926 г. живет в Москве.

Участник Великой Отеч. войны. Окончил филос. ф-т МГУ (1952). В 1953—1957 преподавал филос. в Гидромелиоративном ин-те. Канд. дисс. — "Теоретические проблемы технической эстетики" (1964). Один из основателей возрождения отеч. традиции в обл. иссл. промышленного искусства, техн. эстетики, а также совр. проблем дизайна и маркетинга.

В 1965— 1967 возглавлял (по совм.) лабораторию теорий техн. эстетики ВНИИТЭ.

С 1971 — в Ин-те Междунар. рабочего движения АН СССР (позднее переименован в Ин-т сравнительной политол.

РАН). Работы К. имеют общее теор. основание, к-рое он разработал в посл. годы. Он вводит понятие "парадигмы всемирной истории" как парадигмы истории культуры в ее движении к свободе индивида, уточняя его др. понятием — "паттерна", т. е. проекта конкретных культурно-ист. типов. Есть паттерны истории западноевроп., рос. и др. С его т. зр., нет об-ва — ни рус, ни западноевроп., ни кит.,— в к-ром бы укоренялся лишь один тип паттерна.

Тип культуры связан с определ. народом и формируется в процессе жизнедеятельности определ. об-ва, этноса, народа.

Но он обладает способностью перемещаться в др. об-ва, входить в них наряду с др. паттернами, к-рые в нем укоренены.

К. выделяет три фундам. типа патернальной культуры: персоноцентрический, социоцентрический и смешанный.

В рос. культуре доминирует смешанный — персоно-социоцентрический.

Если парадигмальность в культуре м.б. понята как ее изменчивость, способность к развитию, выходу за однажды достигнутые пределы, то патернальность культуры есть выражение ее наследственности.

Процесс же ист. развития протекает во взаимодействии трех патернальных типов культуры и парадигмальной культуры.

Парадигма всемирной истории, в отличие от движения доистории, не м.б. реализована без парадигмальных проектов (как пример — иудео-христ. религия).

Соч.: Красота и польза.

Социологические проблемы материально-художественной культуры.

М., 1967; Экология и прогресс // ВФ. 1977. № 8; Философия и культура // Там же. № 7; Делай что хочешь — твори добро // Философия и социология науки и техники.

Ежегодник.

М., 1989; Два проекта всемирной истории // ВФ. 1990. № 22; Тысячеглазый Аргус (Искусство и культура.

Искусство и религия.

Искусство и гуманизм).

М., 1990; История против прогресса.

Опыт культурно-исторической генетики.

М., 1992; Немецкая идеология Маркса-Энгельса и русский марксизм (к проблеме — социокультурных взаимоотношений России и Германии) // ВФ. 1995. № 12; О глобальном кризисе истории в социокультурном измерении // Полис. 1996. № 3; Четвертый виток истории // ВФ. 1996. № 8; Де-зинтеграционно-интеграционная спираль всемирной истории // Там же. 1997. № 3; Свободная личность как идеал культуры // Свободная мысль. 1997. № 10.