Карклинь Екаб (Яков) Яковлевич

(наст. фам. Карклиньш) [13.(25).3.1867, пос. Кокнесе Лифляндской губ., ныне Стучкинского р-на в Латвии — 11.11.1960, Рига] — арт. оперы (тенор), камерный певец, дирижер и педагог.

Засл. деятель искусств ЛатвССР (1945). Род. в бедной крестьянской семье. Образование получил в учительской семинарии в Риге. Выступал здесь как солист и дирижер.

В те годы был дирижером хора Латыш. общества, организатором оперных спектаклей в Кронштадте (т-р Дервиса и в Офицерском клубе). В 1892—97 обучался пению в Петерб. конс. (кл. С. Габеля), с 1893 одновременно учился теории композиции у Н. Римского-Корсакова.

Будучи студентом 1-го курса, успешно выступил в опере "Пуритане". В 1897—99 пел в Моск. частной рус. опере С. Мамонтова.

Обладал красивым голосом, редкой музыкальностью. 1-й исп. партии: Индийского гостя ("Садко"), в Москве — Голицына ("Хованщина"). Др. партии: Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Синодал, Ленский, Джеральд, Фауст ("Фауст"; в этой опере 28 раз выступал вместе с Ф. Шаляпиным).

Партнеры: А. Бедлевич, В. Клопотовская, Н. Мутин, С. Селюк-Рознатовская, А. Секар-Рожанский.

Пел. п/у Э. Эспозито.

С 1893 выступал как солист в симф. концертах РМО, (в т. ч. исп. сольную партию в Мессе C-dur Л. Бетховена).

Принимал участие в концертах Павловского вокзала, концертах в петерб.

Зимнем дворце (где пел вместе с М. Баттистини, М. Долиной, И. Тартаковым), в муз. вечерах, проходивших в доме Н. Римского-Корсакова (здесь встречался с А. Глазуновым, А. Лядовым, В. Стасовым и др.). В 1896 стал основателем и худож. рук. первого мужского квартета (вместе с Н. Кедровым, Ф. Варзаром и В. Ждановым), к-рый выступал в Петербурге, Зап. Европе.

К. переложил для квартета многие произв., в т. ч. Р. Шумана, А. Бородина, Е. Карклиня, нар. песни. К. был замечательным исп. латыш. нар. песен. Летом 1897 совершил конц. турне по Латвии, а также выступал в Туле, Липецке и Воронеже.

Гастролировал с концертами в Финляндии (Гельсингфорс, Выборг).

Искусство К. высоко ценили Я. Витол, А. Гречанинов и Н. Черепний, к-рые посвятили певцу ряд вокальных произв.

В консерваторские годы начал пед. деят-сть — преподавал муз. дисциплины в школе, а также помогал в конс. проф. С. Габелю, в кл. к-рого учился.

Впоследствии преподавал сольное пение и теорию музыки в муз. школе в Томске (1899—1902; был также рук. хора и оркестрового кл.), затем те же предметы в Муз. уч-ще в Самаре (1902—1920; был также директором).

В 1920—1954 (в нек-рых источ. до 1950) преподавал муз.-теоретич. предметы в Рижской конс. (с 1927 проф.). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1947). С 1902 муз. рецензент "Самарской газеты", "Самарского курьера" и "Голоса Самары". Соч.: О музыкальном образовании // Голос Самары, 1911. № 9, 10, 11; Что нужно провинции для успешного пропагандирования русской симфонической музыки // РМГ. 1914. Библиографический листок. № 1; Еще несколько слов о фортепианных аранжировках (Письмо в редакцию) // РМГ. 1914. № 6; Курс элементарной теории музыки. — Рига, 1914; Курс гармонии. — Рига, 1914; Учение об аккордах. — Рига, 1926; Музыкальная энциклопедия.

Ч. I. — Рига, 1929. Лит. Балодис Г. Старейший артист // Сов. Латвия. 1957. 27 марта; Дзенитис Г. 92-е лето профессора Карклиня // Голос Риги. 1958. 2 июля; Веpиня С. Ф. Музыкальный театр Латвии и зарождение латышской национальной оперы. — Л., 1973.