Карпенко-Карый Иван Карпович

[1845—1907] (настоящая фамилия Тобилевич) — украинский драматург и артист.

Отец его — обедневший шляхтич-чиншевик, мать до замужества — крепостная.

Образование К.-К. получил в уездном училище.

В 14 лет поступил на службу писцом.

В течение 23 лет был чиновником и долгое время состоял секретарем городской полиции в Елисаветграде, откуда был уволен и сослан [1883] за снабжение паспортами революционеров.

В 70-х гг. К.-К. примыкает к украинскому народническому течению, чуждому радикальных социальных идей, занимающемуся изучением истории и этнографии, не шедшему дальше задач вполне легального культурничества.

Рано развивается у К.-К. любовь к театру.

Обладая незаурядным актерским талантом, он долгое время однако предпочитал бродячей актерской жизни устойчивое положение чиновника и владельца солидного хутора (полученного в приданое за женой). Только под влиянием семейных потрясений и увольнения в 1883 К.-К. поступил на сцену, но в том же году был сослан (вторую половину ссылки он отбывал на своем хуторе).

С 1889 до конца жизни он не покидает уже сцены и является выдающимся артистом.

Писать К.-К. начал поздно: его первая пьеса появилась в 1883, а до нее был напечатан лишь один его рассказ.

К.-К. жил в эпоху, когда под натиском ломавшего все преграды капитализма изживались остатки феодализма, гибло дворянско-помещичье землевладение и шло быстрое расслоение деревни.

С одной стороны, вырос и укрепился предприимчивый "хозяйственный мужик", не только весьма искусно грабящий односельчан, но и перехватывающий земли у разорившихся помещиков ("баре горят, а мужики с пожара таскают" — говорит карпенковский персонаж); с другой стороны, быстро пролетаризировалось малоземельное крестьянство.

Господство рынка, власть денег углубляли классовые противоречия, формируя новые социальные взаимоотношения.

Процесс капитализации и пауперизации деревни и является основной темой творчества К.-К. Его возмущают бедствия, которые, как ему кажется, "город несет селу", но о радикальной борьбе с ними он не задумывается.

В своем творчестве К.-К. выражает лишь настроение и психологию вполне обеспеченного и лояльно настроенного хуторянина-собственника, обеспокоенного надвигающимися бедствиями и растущими хозяйственными затруднениями.

Реакция 80-х гг. привела писателя к полной аполитичности.

Произведения К.-К. этого периода проникнуты идеями самоусовершенствования и своеобразным морализмом.

Центральной фигурой его пьес становится жадный кулак-приобретатель.

К.-К. великолепно изучил этот персонаж и ярко обнажает, заостряя карикатурной штриховкой, его грубую хищническую природу.

Интересно проследить в ряде его комедий и драм последовательный рост "приобретателя". К. дает яркую художественную историю этого персонажа.

В первых его произведениях — драме "Бурлак" [1883] и комедии "Розумний і дурень" [1885] — кулаки действуют пока еще в сравнительно скромных масштабах, применяют примитивные формы грабежа; здесь кулак — в стадии "первоначального накопления". В комедии "Сто тысяч" [1890] дан кулак-ростовщик — Калитка, — жадно сгребающий вокруг себя земельные пространства ("Ах, святая землица... приобрел бы тебя без счету"). В пьесе "Хазяiн" [1900] изображен могущественный аграрий, миллионер Терентий Пузырь.

Не в пример предшественникам, вынужденным еще приспособляться к крестьянину, Пузырь находится в состоянии открытой классовой войны с средним крестьянством и батраками.

К услугам Пузыря государственный аппарат и вооруженная сила. На мужицкой земле изворотливый хозяйчик, мелкий кулак, постепенно превращается в крупного хищника-агрария, напролом идущего к своей единственной цели — наживе.

Формы эксплуатации, им применяемые, соответственно разнообразятся и становятся все жестче в зависимости от изменения социально-экономической обстановки и обострения классовой борьбы.

Чутьем художника угадывая социальную природу и значение Калиток, Пузырей и Окуней, К.-К. все же был далек от понимания подлинной их классовой сущности и не сумел противопоставить им сколько-нибудь убедительных положительных героев.

Через всю свою жизнь К.-К. пронес идеалистическую, "от дедов унаследованную" веру в то, что "правда там, где святая природа, где землю орошают трудовым кровавым потом"; характерно, что город навсегда остался ему чуждым, в нем он видел лишь средоточие зла и общественных недугов.

Неудивительно после этого, что рецепты справедливой, разумной жизни, данные К.-К., реакционны даже для своего времени: его положительные герои рекомендуют напр. "священное писание" в качестве весьма радикального средства для усовершенствования людей. Не понимая движущих сил общественной жизни, К.-К. склонен рассматривать кулаков-потовыжимателей как моральных уродов.

Наряду с типами "приобретателей" К.-К. дал фигуры всевозможных посредников (факторов, сутяг-писарей, дельцов-"аблакатов"), появляющихся в период закрепления капитализма на Украине.

Под конец жизни К.-К. становится типичным либералом, ратующим за "прогресс". В канун крестьянских восстаний на Украине в 1899 он пишет "Саву Чалого", где проводит мысль о возможности классового мира между шляхтой и крестьянством, об их "общем интересе", выводя на первый план героев "приобретательства", гибель которых он предчувствует.

Однако бедноту, эксплуатируемых, К.-К. рисует пассивной, лишенной инициативы толпою.

В одной из последних своих пьес "Хазяiн" К.-К. вскользь упоминает о крестьянском бунте и высказывает полное непонимание и растерянность перед событиями 1905. Кроме уже упомянутых пьес, К.-К. принадлежит ряд исторических и историко-бытовых пьес ("Гандзя", "Чумаки"), а также ряд пьес психологически-бытового характера; в противовес предшествовавшей украинофильско-народнической традиции, культивировавшей "народную" драму "с пением и танцами", они отличаются целеустремленным действием ("Безталанна" — о раздвоении психики, "Батькова казка" — о ревности).

Особо следует еще упомянуть комедию, точнее трагикомедию, "Мартин Боруля", обнажающую общественно-психологические корни честолюбия.

Драматург-артист, К.-К. отдал некоторую дань и эффектной театральности.

Исторические драмы, в основу которых К.-К. клал народные думы и песни или подлинные события, менее удачны — они несколько напыщенны и надуманны.

На К.-К. значительное влияние оказал Островский, от которого он перенял основные элементы композиции (полная интереса завязка, широкое, плавное течение действия) характеристику образа, речевую полноту и выразительность.

Но вместе с тем К.-К. основательно переплавил различные (лит-ые и театральные) влияния и нашел свои творческие пути, особенно в выборе сюжетов пьес. Сюжеты К.-К. брал непосредственно из жизни: в основе каждой бытовой и психологической его пьесы лежит конкретный житейский случай.

В такой "документальности" — особенность творчества К.-К., она же обусловила и реализм его пьес. Практик театра, К.-К. серьезно считается с требованиями сцены и часто прибегает к испытанным драматургическим приемам как в разработке отдельных сценических положений, так и в обрисовке характеров.

К.-К. является одним из самых сильных драматургов своего времени.

Драма его положила начало новым течениям в украинском театре.

Предшественники К.-К. насаждали гл. обр. этнографическую пьесу, отражавшую в театре народнические увлечения простонародной речью, песней и фольклором, и подавали весь этот материал в мелодраматической или в комедийно-опереточной форме. К.-К. решительно порывает с этой традицией и переходит к реально-бытовой пьесе, которую он строит уже на социальной основе.

В соответствии с этим индивидуальная интрига у К.-К. часто отодвигается на второй план, уступая место общественным коллизиям.

От К.-К. ведет свое начало в украинском театре также психологическая (буржуазная) драма. Большое общественное значение его заключается в художественном показе расслоения деревни и мастерской обрисовке кулака-эксплуататора, не превзойденных никем из его современников и сохраняющих интерес к его пьесам до сих пор. Библиография: I. Важнейшие издания: Тобілевич Іван (Карпенко-Карий), Драми и комедіi, тт. І — IV, Одеса, 1897—1903; т. V, Полтава, 1905; Tобілевич Іван, Вибрані творі, з переднім словом О. Дорошкевича, "Книгоспілка", Київ, 1925; Тобілевич Іван (Карпенко-Карий), Твори, тт. І — VI,. ДВУ, Харків, 1929—1930. II. Огоновський О., Исторія літератури рускої, ч. 2, Львів, 1889; Франко Іван, Іван Тобілевич (Карпенко-Карий), "Літер.-наук. вістник", Київ, 1907, кн. XI; Тобілевич С., Життя Івана Тобілевича, "Літер.-наук. вістник", Київ, 1912, кн. IX; 1913, кн. І — III, VII — VIII, IX — XII; Юноша В., Островський — Карпенко-Карий, Збірник "Січ", Катеринослав, 1919, кн. І; Ефремов С., Карпенко-Карий, Критично-біографічний нарис, Київ, 1924; Коряк В., Нарис історії української літератури, т. II, ДВУ, Харків, 1929. И. Шевченко. {Лит. энц.}