Кастальский Александр Дмитриевич

— композитор; род. в 1856 г. Окончил курс в Московской консерватории.

Написал 28 духовно-музыкальных произведений, 8 пьес на грузинские темы для фортепиано, 2 русские песни для хора и многое др. {Брокгауз} Кастальский, Александр Дмитриевич — род. 16 ноября 1856, музыкальное образование получил в московской консерватории в 1876—1882 (Чайковский, Губерт, Танеев).

В 1887 поступил преподавателем по классу фп. в московское Синодальное училище церковного пения; 1899 помощник регента, в 1901 регент там же. В училище К. преподает — сольфеджио, обычное пение и контрапункт и состоит членом наблюдательного совета.

К. — один из наиболее видных представителей нового — свежего и знаменательного течения в области русской духовной композиции: в его переложениях древних церковных напевов тесно сливаются воедино сохраняющая всю свою характерность церковная мелодия с музык. обработкой композитора, в которой находят себе строгое применение богатства контрапункта, гармонии и звуковых красок.

К. с 1897 изданы 28 духовно-музыкальных произведений: Милость мира сербского напева, 2 №№ Знаменного распева, Ипатьевская, Невская;

Херувимские песни — Знаменного распева, Старо-Симоновская, Софроньевская, напева Моск. Успенского Собора, Ектении Знаменного распева, "Бог Господь" и тропари в великую субботу и многое др. В печати еще 14 №№. Кроме того, изданы 8 пьес на грузинские темы для фп. и 2 русские песни для хора. (П.). {Риман} Кастальский, Александр Дмитриевич род. 28 ноября 1856 в Москве, ум. 17 дек. 1926 там же. Композитор.

В 1876—1881 учился в Моск. конс.; теоретич. предметы проходил в кл. П. И. Чайковского, Н. А. Губерта и И. С. Танеева.

В 1893 окончил конс. по кл. композиции.

В 1888—1918 преподаватель хорового пения в моск. школах.

С 1887 преподаватель, с 1891 помощник регента хора, с 1900 регент, с 1910 директор Моск. синодального училища.

До 1922 зав. секцией студийной работы в моек. Пролеткульте, работал в дет. подотделе муз. отд. Наркомпроса, в Политпросвете военкомата Москвы.

В 1918—1923 упр. нар. хоровыми академиями.

С 1922 проф. Моск. конс., декан хорового отд. и зав. созданной им кафедрой нар. музыки.

В 1923 вошел в Ассоциацию пролетарских музыкантов, в 1924—в Группу красной профессуры.

Занимался исследованием рус. нар. музыки.

Соч.: оперы — Серый волк и Иван-царевич (1908), Клара Милич (по И. Тургеневу, Москва, 1916); для солистов, хора и симф. орк. — кантаты: Стих о церковном русском пении (1911), Братское поминовение героев... (на латинские обрядовые тексты, 1915, 2-я ред. 1916), 1905 (сл. А. Безыменского, 1925); для чтеца, хора и симф. орк. — В. И. Ленину (У гроба, сл. В. Кириллова, 1924); для хора и симф. орк. — Интернационал (обр., 1918), Гимн труду (сл. И. Филиппченко, 1920), Поезд (сл. П. Орешина, 1926); для солиста и симф. орк. — Сельскохозяйственная (Деревенская) симфония (1923); для хора и орк. рус. нар. инстр. — Сельские работы в народных песнях (4 тетради, 1920—1922), Красная Русь (сл. Н. Тихомирова), Песня про Ленина (1924), Песня товарищей Разина (сл. В. Каменского); для ф-п. — По Грузии (8 пьес на груз. нар. темы, 1901), цикл Из минувших веков (опыт муз. реставраций, 1-я тетр. — Китай, Индия, Египет; 2-я тетр. — Иудея, Эллада, На родине ислама; 3-я тетр. — Христиане; 4-я тетр. — Русь, Торжище в старину на Руси, 1905); для хора — Песни о Родине (сл. Н. Гоголя, И. Никитина, 1901—1903), Русь (сл. Н. Некрасова, 1923): музыка к драм. спектаклям "Стенька Разин" В. Каменского (1919), "Король Лир" В. Шекспира (1919). "Ганнеле" Г. Гауптмана (1919); обр. рус. нар. песен. Лит. соч.: Особенности русско-народной музыкальной системы.

М. — Пг., 1923, 2-е изд. 1961; Основы народного многоголосия.

М., 1948. Кастальский, Александр Дмитриевич Род. 1856, ум. 1926. Композитор, дирижер, фольклорист.

Ученик Чайковского, Танеева.

Видный деятель русской хоровой культуры.

Среди сочинений: "Серый волк и Иван-царевич" (дет. опера, 1908), "Клара Милич" (опера, 1916), "В. И. Ленину" (соч. для хора и оркестра, 1920), хоры а капелла и др. Автор теоретических исследований ("Особенности народно-русской музыкальной системы", 1923; "Основы народного многоголосия", 1948).