Христофор Коряжемский

— преподобный, основатель Христофоровой Коряжемской Богородицкой пустыни, жил во второй половине XVI века. Подвижнические труды Христофора начались в скиту преподобного Логгина Коряжемского, когда последний, удалившись около 1535 г. из Павло-Обнорского монастыря, в 1537 г. в глухом лесу, в 15 верстах от Сольвычегодска на речке Коряжеме основал свой скит (впоследствии Николаевский Коряжемский монастырь, упраздненный в 1863 г.). Х. был одним из первых учеников и постриженников Логгина и, придя в скит, только что начавший существование и мало известный, должен был с первых дней испытать всю тягость отшельнической жизни и терпеть нужду в самом необходимом.

Логгин. пришедший на Коряжему уже стариком, скоро по основании скита умер (в 1540 г.). После его смерти Х. по совету своего наставника остался жить в монастыре, подчинившись общежительному уставу, но после десятилетней монастырской жизни стремление к уединению и желание усовершенствования подвигов взяло верх: получив в благословение от братии образ Божьей Матери Одигитрии, Х. удалился из монастыря и поселился в 20 верстах к югу на речке Малой Коряжемке (в нынешнем Сольвычегодском уезде Вологодской губернии, в 27 верстах от г. Сольвычегодска).

В совершенном безмолвии и уединении он начал здесь свои подвиги, часто целые дни и ночи проводя перед иконою.

Но мало-помалу слухи о его жизни распространились в окрестностях и стали привлекать к нему учеников и богомольцев; около 1555 г. Х. построил храм и должен был принять начальство над братией; так устроился его монастырь.

Наравне с подвигами Христофора и его учеников славе обители способствовал ключ с целебной водой, находившийся около монастыря, и икона Одигитрии, исцелявшая болезни.

Весть о целебной воде скоро достигла Москвы и внушила царице Анастасии Романовне мысль воспользоваться водою для облегчения от недуга; по приказанию царя Ивана Васильевича Х. сам прибыл в Москву и помог царице.

Возвратившись в монастырь, Х. приступил к постройке нового храма на царское жалование; по окончании постройки в 1572 г., он скрылся из монастыря; куда он ушел, когда умер, где покоятся его мощи, осталось неизвестным.

Память его празднуется 25 июля. Обитель Христофора после его смерти скоро расстроилась; храмовая икона и все церковное имущество было перенесено в Николаевский Коряжемский монастырь; потом в 1582 г. Христофоров скит был возобновлен Иовом, игуменом Коряжемским; наконец, в 1764 г. при введении штатов церкви монастыря были обращены в приходские Христофоровой деревни Шалимовской волости.

Верюжский: "Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии (Вологда 1880), г. 491—494. — "Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви" (СПб., 1836), с. 271—272. — Барсуков: "История русской агиографии" (СПб., 1832), с. 579. — "История российской иерархии", т. VI, с. 606—608. — Ключевский: "Древнерусские жития святых, как исторический источник" (М., 1871), с. 418. — Сергий: "Полный месяцеслов Востока", (М., 1876), т. 2, с. 194. В. С—ий. {Половцов} Христофор Коряжемский — преподобный, основатель Христофоровой Богородицкой пустыни (см.). Подвижнические труды X. начались в скиту препод.

Логгина Коряжемского (ум. 1540 г.), учеником которого был X. Через 10 лет после его смерти он поселился на речке Малой Коряжемке (в нынешнем Сольвычегодском уезде, Вологодской губ.). Мало-помалу слухи о его праведной жизни стали привлекать к нему учеников и богомольцев; около 1555 г. он построил храм и принял начальство над братией.

Весть о ключе с целебной водой, находившемся около м-ря, скоро достигла Москвы и внушила царице Анастасии Романовне мысль воспользоваться водою для облегчения от недуга.

По приказанию царя Иоанна Васильевича X. сам прибыл в Москву и помог царице.

Возвратившись в монастырь, X. приступил к постройке нового храма на царское жалованье; по окончании постройки, в 1572 г., он скрылся из монастыря; куда он ушел, когда умер, где покоятся его мощи — осталось неизвестным.

Память 25-го июля. {Брокгауз}