Кившенко Алексей Данилович

Кившенко Алексей Данилович — живописец бытовых, охотничьих и батальных сцен. Поступил в Императорскую академию художеств в 1867 г. В бытность свою в ней заслужил несколько серебряных медалей, в 1876 г. получил золотую медаль за картину "Самсон и Далила", а в следующем за тем году окончил курс с большой золотой медалью (за "Брак в Кане Галилейской"). Но так как эта картина была не вполне окончена, то художнику было предложено, для приобретения права на поездку в чужие края за казенный счет, написать другую картину, на тему по его собственному выбору.

Вследствие этого в 1879 г. появился его "Военный совет в Филях" — самое удачное произведение К., если не с технической стороны исполнения, то в отношении замысла, композиции и экспрессивности (находится в музее академии художеств; повторение — в Третьяковской галерее, в Москве).

Отправившись за границу в 1880 г., К. 4 года провел в Дюссельдорфе, Мюнхене и Париже, и исполнил в это время ряд картин различного содержания, упрочивших его известность.

Эти работы, в особенности же картина "Псарный двор" (в академии художеств), доставили ему, по его возвращении в СПб., звание академика (в 1884 г.). Летом 1884 г. он сделал поездку в Закавказский край с целью собрать материалы для заказанных ему императором Александром III картин, изображающих некоторые достопамятные эпизоды турецкой войны 1877—78 гг. В 1891 г. он сопровождал археологическую экспедицию Н. Кондакова в Палестину и Сирию, откуда вывез немало этюдов, воспроизводящих природу и народный быт этих стран. Многие из этих этюдов были потом изданы в политипажах.

Кроме живописи масляными красками, К. прекрасно работает акварельной кистью и карандашом; его рисунки, изображающие преимущественно сцены деревенского быта и охотничьей жизни, в значительном числе появлялись в различных иллюстрированных изданиях.

В 1894 г. К. назначен, по новому временному уставу академии художеств, профессором-руководителем батальной мастерской ее высшего художественного училища.

Главными произведениями К., сверх вышеупомянутых, надо признать: "Съезд на ярмарку, в Малороссии" (1882; принадлежит г-ну Лихтенштейну, в СПб.), "Охоту на зайца" и "Охоту на лисицу" (обе 1882 г.; собственность великого князя Владимира Александровича), "Штурм Ардагана" (1886 г.; в Зимнем дворце), "Штурм Горгохотанских высот, 1 января 1878 г." (1887, там же), "Поражение армии Мухтара-паши на Аладжинских высотах" (1888, там же), "Зевинский бой" (1889, там же); "Принимает волка живьем" (1889; в академии художеств) и "Сортировку перьев" (1891). А. С—в. {Брокгауз} Кившенко, Алексей Данилович (дополнение к статье) — живописец бытовых, охотничьих и баталических сцен; умер в 1895 г. {Брокгауз} Кившенко, Алексей Данилович (1851—1895) — художник-баталист.

Ученик историч. живописца Гуна, он не был подготовлен спец-но к батал. живописи, но еще в академии выбрал самостоятельно темой для своей изв. картины военный совет в Филях. Живой, разнообразный художник, он с успехом работал по жанру, охоте и пейзажу.

После войны 1877 г. К. объехал Закавказье, потом Болгарию и стал баталистом; не видав наст. боя, он сумел все же просто и правдиво его передать.

Гл. обр., им изображены воен. события на Кавказ. театре: "Штурм Ардагана", "Штурм Горгохотанских высот", "Зевинский бой", "Поражение при Деве-Бойну", "Преслед-ние турок к Карсу"; особенно удачно схватил К. характер современ. "невидимого" боя в картине "Поражение Мухтара на Аладжин. высотах". Из воен. событий на Дунайск. театре им изображены: "Третий день боя на Шипке", "Последний Шипкин. бой", "Горный Дубняк". Недолгое время перед смертью К. руководил батал. классами Имп. академии художеств. {Воен. энц.}