Клдиашвили Давид

[1862—] — грузинский писатель.

Представитель дворянской литературы.

Получив военное образование, Клдиашвили долгое время служил офицером в русской армии, не порывая связи с деревней.

Начало лит-ой деятельности К. относится к 80-м гг. XIX в., к периоду усиленного развития капиталистических отношений в Грузии и быстрого разложения поместного хозяйства.

Выходец из дворянской среды и талантливый наблюдатель быта своего разоренного сословия, К. широко отразил этот быт и дал яркий образ дворянства, находящегося в тисках капитализма, но всячески старающегося приспособиться к новым условиям.

Основным элементом литературного стиля К. является юмор, но в изображении неприглядной обыденщины и общественной никчемности грузинского дворянства, в анализе его тяжелого внутреннего разлада, юмор К. переходит в "горький смех" над жалкой судьбой представителей деградировавшего сословия.

В повестях "Соломон Морбаладзе" и "Мачеха Саманишвили" К. в убедительных образах показал конкретные социальные стимулы, руководившие мелкопоместным дворянством Западной Грузии в борьбе за свое существование.

Материальная нужда, малоземелье, долги и неспособность к созидательному труду приводят дворян к моральному разложению и вопреки былым "великосветским" традициям заставляют их прибегнуть к разным "унижающим" и "позорящим" их "достоинство" промыслам.

В рассказе "Горе Дариспана" К. кроме того дал рельефную картину дворянского лицемерия, лживости и полного духовного банкротства, вызванного тем же экономическим крахом помещичьего мира. Вместестем К. видел, как в результате обеднения дворян постепенно растет их материальная зависимость от нарождающегося кулачества; на этом фоне экономической зависимости дворян от своих бывших крепостных К. развернул широкую психологическую драму поместной среды. Дальнейшее развитие творчества К. соответствовало эволюции помещика в сторону перерождения его в горожанина; в поздних своих произведениях К. стремился изобразить новый городской быт. Но это не удалось ему. Грузинский дворянин в городе, в окружении русского чиновничества, долго не мог найти своего места. К. этот новый круг социальных отношений был знаком мало; неудивительно, что его творческая фантазия оказалась бессильной изобразить с характерными для его стиля бытовыми подробностями жизнь дворянства в городе.

Однако и сам автор скоро вернулся к деревне, но уже не к дворянству, к-рое в последнее время для писателя не представляло особого интереса, а к крестьянству.

Но этот запоздалый переход к совершенно новой теме сопровождался таким же кризисом творчества К., как и его попытка перейти к быту города.

К. задался целью понять новые условия жизни послереволюционного крестьянства и вскрыть его отношение к социализму ("Кимоте Мешваладзе"); но современного, крестьянина К. рисует как человека, ничего не понявшего в происходящих вокруг него событиях, инертного и пассивного.

Впрочем таково отношение самого автора к современности; он так же воспринял революцию.

Заслуги К. в истории грузинской литературы — в том, что он в своих ранних произведениях дал яркий, образный показ разложения мелкопоместной дворянской среды и утвердил натурализм в грузинской прозе. Библиография: I. Избранные сочин. Клдиашвили переизданы Гизом Грузии в двух томах, Тифлис, 1926; Свиньи Бакулы, Тифлис, 1926; Необычайный переход дворян Лахундарельцев, Тифлис, 1927. Г. Тавзарашвили. {Лит. энц.}