Климентова Мария Николаевна

(по мужу Муромцева) [4(16).1. 1857, Курская губ., — 25.1.1946, Париж] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано) и педагог.

Род. в семье купца. Окончив киев. гимназию, обучалась пению в 1875—80 в Моск. конс. (кл. Д. Гальвани), к-рую окончила с малой серебряной медалью; позднее совершенствовалась у Д. Арто в Париже.

В 1879 выступала на премьере "Евгения Онегина" в партии Татьяны (консерваторский спектакль п/у Н. Рубинштейна).

Присутствовавший на одной из репетиций И. Тургенев, восторженно отозвавшись о новой опере, в своем письме к П. Виардо писал о К.: "Красивый голос, хотя и недостаточно обработанный, подлинный драматический темперамент". В 1880—89 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Маргариты — "Фауст"). В 1889 вместе с П. Хохловым гастролировала в Праге, где с успехом выступила в "Демоне" А. Рубинштейна и "Евгении Онегине". Из-за конфликта с дирижером И. Альтани и дирекцией была вынуждена в расцвете таланта уйти со сцены Большого т-ра. Обладала прекрасным голосом красивого тембра, особенно в среднем регистре (густоте и силе) и широкого диапазона, к-рый позволял исп. не только колор. и лирико-драм., но и меццо-сопрановые партии.

Исп. отличалось тщательной фразировкой, изяществом, естественностью выражения чувств. 1-я исп. партий: Татьяны ("Евгений Онегин"), Оксаны ("Черевички"), Ренаты ("Тарас Бульба" В. Кашперова), Жанны ("Мария Бургундская"); в Большом т-ре — Марины Мнишек ("Борис Годунов", 2-я ред.), Памины ("Волшебная флейта"). Лучшие партии: Татьяна, Маргарита ("Фауст"). Теплоту и искренность исп. певицей партии Татьяны отмечал П. Чайковский.

Др. партии: Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Клеопатра;

Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Рахиль ("Жидовка"), Аннхен, Памина, Маргарита Валуа, Матильда.

Партнеры: А. Антоновский, А. Барцал, А. Додонов, Л. Донской, Б. Корсов, М. Медведев, Н. Салина, П. Хохлов.

Пела п/у У. Авранека, И. Альтани, П. Чайковского.

Участвовала в ежегодных концертах в пользу "Общества для пособия нуждающимся студентам Моск. ун-та" и концертах Кружка любителей рус. музыки.

В камерном репертуаре особенным мастерством исп. отличались произв.

Ф. Шуберта, Р. Шумана и П. Чайковского.

Исп. сольные партии в оратории "Легенда о св. Елизавете" Ф. Листа (1883), Реквиеме Р. Шумана (1881, в ансамбле с Д. Усатовым, О. Фюрером, А. Крутиковой), 9-й симфонии Л. Бетховена (1884, 1886). Композитор П. Шуровский посвятил певице романс "Яркие трели ночных соловьев" (1881). С 1890 проф. Моск. конс. В 1891—93 вместе с Н. Коргановой (Дариали) возглавляла в Москве вокальные курсы, где занимались молодые рус., арм. и груз. певцы; позднее открыла частную вокальную школу. Для постановок с учениками отрывков из опер приглашала известных режиссеров, в т. ч. К. Станиславского (в 1897—98), поставившего сцену у монастыря из "Жизни за царя". Среди учеников: Н. Миронов, Е. Хренникова.

Вместе со Станиславским принимала участие в любительских спектаклях у С. Мамонтова в Абрамцево (в т. ч. в пьесе "Два мира" А. Майкова).

В круг ее друзей входили П. Чайковский (композитор посвятил ей ф-п. произв., ор. 9), А. Чехов, Н. Лысенко, С. Мамонтов, В. Поленов, И. Репин. К. была знакома с С. Танеевым, А. Скрябиным, С. Рахманиновым, Р. Глиэром, И. Буниным, Л. Толстым, Т. Шепкиной-Куперник.

Имеются портреты певицы И. Репина (1878, 1883; Киров. худож. музей; Ереван, Музей изобразительных искусств).

С 1920 жила в Париже.

Соч.: О задачах вокального искусства // Театр. 1899. № 173, 174. Лит.: Кашкин Н. Очерк истории русской музыки. — М., 1908. С. 203—204; Чайковский на московской сцене: Первые постановки в годы его жизни. — М.; Л., 1940. С. 152, 154, 156, 157, 346; Багадуpов В. А. Очерки по истории вокальной педагогики.

В 3-х т. — М., 1956. Т. 3. С. 201; Э. Ф. Направник: Автобиографические, творческие материалы, документы, письма / Сост., авт. вступ. ст. Л. М. Кутателадзе. — Л., 1959. С. 324— 326; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973; Немиpовская М. А. Портреты И. Е. Репина. — М., 1974. С. 32; Ларош Г. А. Избранные статьи. — Л., 1975. Вып. 2.