Коцебу Август Фридрих Фердинанд фон

(August-Friedrich-Ferdinand von Kotzebue) — популярнейший в свое время немецкий драматург и романист (1761—1819). Был адвокатом в Веймаре.

В 1781 г., по указанию прусского посланника при русском дворе, он отправился в Петербург, был секретарем генерал-губернатора фон Бауэра, а в 1783 г. перешел на службу в Остзейский край. Еще в Веймаре он написал: "Erzahlungen" (Лпц., 1781) и "Ich. Eine Geschichte in Fragmenten" (Эйзенах, 1781). В 1785 г. он издал роман: "Leiden der Ortenbergischen Familie" (СПб., на русск. яз. переведен под заглавием: "Все счастие одна лишь мечта или страдания ортенбергской фамилии", Смоленск, 1802 г.; 2-е изд. Орел, 1823 г.); в 1787 г. издал собрание своих сочинений ("Kleine Gesammelte Schriften", Лейпциг), а в 1789 г. выступил с знаменитейшей из своих драм: "Ненависть к людям и раскаяние" ("Menschenhass und Reue"; в первый раз переведена на русск. яз. в 1792 г. Иваном Репьевым), которая держалась на всех европейских сценах многие десятки лет. После смерти своей первой жены (дочери генерала русской службы фон Эссена, родство с которым много помогло его служебной карьере) К. вышел в отставку и в короткое время сочинил около 20 драм, которые почти все имели большой успех потому, что, по справедливому замечанию Шерера, "никто так хорошо не умел понять пошлые инстинкты массы, никто не умел так искусно льстить им и никто так ловко не доставлял эффекты для актера, как К.". Идеи, проводимые К., были именно по плечу толпе, диалог был жив и местами остроумен, знание сцены стояло вне всякого сомнения; немногие чувствовали деланность характеров и фальшивую сентиментальность.

В 1798 г. К. принял место директора придворного театра в Вене, но скоро его оставил.

В 1800 г. Коцебу задумал ехать в Петербург, где в кадетском корпусе воспитывались его сыновья, но на русской границе был арестован и сослан в Сибирь.

Скоро имп. Павлу Петровичу попала в руки небольшая пьеса К.: "Лейб-кучер Петра Великого", и драматург был возвращен из изгнания, осыпан милостями и поставлен в главе управления немецким театром.

После смерти имп. Павла К. снова вышел в отставку и в 1802 г. поселился в Берлине, где стал издавать журнал, который вступил в полемику с зарождавшейся романтической школой.

С 1803 г. К. начал издавать драматический альманах ("Almanach dramatischer Spiele"), который просуществовал 18 лет. В 1803 и 1804 гг. он путешествовал по Франции, был в Лифляндии и оттуда проехал в Италию; свои путешествия изложил он со свойственным ему умением заинтересовывать публику.

Затем он снова отдался драматургии, а в 1806 г. начал работать над древнейшей историей Пруссии ("Preussens altere Geschichte", Рига, 1808—9). Во время подчинения Пруссии Наполеону К. бежал в Эстляндию и воевал оттуда с французами литературным оружием.

В 1813 г. он последовал за русской главной квартирой и в 1814 г. в Берлине издавал газету "Русско-немецкий народный листок". Назначенный русским генеральным консулом в Кенигсберге, он, как литератор, явился не только горячим приверженцем идеи священного союза, но и врагом всякого проявления свободы мысли. С 1817 г. он состоял при министерстве иностранных дел в России и считался командированным в Германию, с содержанием в 15000 рублей в год. Так как он преследовал злыми насмешками немецкую молодежь за ее патриотизм и мечты о свободе, то сделался самым непопулярным человеком в Германии (хотя роль его в ретроградном движении того времени вовсе не была значительна), принужден был переселится из Веймара в Мангейм и там пал под кинжалом Занда (см.). Смерть его послужила сигналом к открытой борьбе между узко-консервативной и либерально-патриотической партиями в Германии.

К., может быть, самый типичный (для близкого к нам времени) из тех литераторов, которые при жизни производят большой шум и будто бы имеют огромное влияние (на самом деле они сами всецело под влиянием толпы), а после смерти забываются почти немедленно; тайна их успеха и причина скорого забвения в том, что они идут в уровень с веком, но не с лучшими его элементами.

Всех пьес К. 98; они изданы в 28 томах (Лпц. 1797—1823); полное собрание его сочинений вышло в 40 томах (Лпц. 1840—41). Материалы для его биографии в его собственных сочинениях: "Selbstbiographie" (Вена, 1811); "Das merkwurdigste Jahr meines Lebens", Берл., 1801 — история его ссылки в Сибирь и возвращения) и др.; все это написано очень легко и занимательно, но не без "романических" украшений.

Из новейших работ см. книгу W. v. Kotzebue: "A. v. K., Urtheile der Zeitgenossen und der Gegenwart" (Дрезд., 1881; составлена далеко не беспристрастно, но заключает массу нового материала) и Charles Rabany, "К., sa vie et son temps, ses oeuvres dramatiques" (Париж-Нанси, 1893, не вполне удачная попытка объективного исследования личности К. и его литературного значения).

В России в начале нынешнего столетия К. был так популярен, что в каталоге Смирдина 1829 г. числится более ста тридцати его произведений в переводе (причем иные из них выдержали ряд изданий); в тридцатых годах так называемая коцебятина возбуждала насмешки всех знатоков и истинных любителей; в сороковых его драмы производят впечатление только на провинциальных сценах, а в 50-х К. совсем забыт. См. о нем "Русский Архив" (1869, № 4, сообщение бар. Корфа). См. Мамев, "Документы, относящиеся к ссылке Августа К. в Сибирь" (Тобольск, 1894). А. Кирпичников. {Брокгауз}