Коган Петр Семенович

[1872—] — критик и историк зап.-европейской и русской литературы.

Род. в семье врача, окончил гимназию и историко-филологический факультет Московского университета, где работал у Александра Веселовского и Стороженко.

В оставлении при университете по кафедре зап.-европейской литературы К. было отказано ввиду его еврейского происхождения.

В 1910 К. сдает магистерский экзамен при СПб. университете и избирается приват-доцентом по кафедре гермако-романской филологии.

Одновременно К. читает лекции на Высших женских курсах им. Лесгафта.

После Октябрьской революции К. работает в Наркомпросе в качестве председателя научно-художественной секции ГУСа, ведет также и педагогическую работу.

С 1921 до последнего времени — президент ГАХНа. Печататься К. начал в "Русской мысли", "Образовании", "Современном мире" и др. журналах.

Первая его работа напечатана в "Книговедении", 1895, № 4—5. В 1903 выходят его "Очерки по истории зап.-европейской литературы". Книга эта явилась на русском языке почти первым обзором (если не считать лекций профессора Стороженко), охватывающим всю зап.-европейскую литературу в главнейших ее проявлениях, рассматривающим эту литературу в тесной связи с современными ей социально-политическими и научными течениями. "Автор, — пишет В. М. Фриче в статье, посвященной К., — последователь идейно-культурного метода: история литературы для него — отраженная в художественных образах, отвлеченных понятиях история духа времени" ("Новая книга по истории западно-европейской литературы", "Русская мысль", 1903, кн. 9). В эпоху реакции, когда более четко вырисовываются два враждебных течения в лит-ой критике — идеалисты и марксисты, — К. примыкает к лагерю последних и ведет решительную борьбу против идеалистов — Гершензона, Мережковского, Айхенвальда, Чулкова и др. Лозунгу последних — "литератуpa, в отличие от других форм словесного искусства, есть царство художественной формы" (Гершензон) — К. противопоставляет теорию служебной роли литературы, устанавливает зависимость ее от экономики и тесную связь литературы с наукой, философией и общественно-политическими идеями эпохи. В противовес критикам-импрессионистам, устанавливающим примат переживания в литературе и полную зависимость последней от творческой индивидуальности (Айхенвальд), Коган подчеркивает зависимость личности художника от общественной среды. "Литературное произведение есть акт общественный, а не индивидуальный" ("Пролог"). Но, ставя так. обр. литературное произведение и художника в тесную зависимость от экономики общества, а также науки, философии и общественно-политической мысли и придавая, особенно последним, огромное значение, К. недостаточно оценивает влияние классовой и политической борьбы.

Лит-pa является памятником эпохи, выразителем мировоззрения всего общества, культурных его устремлений: "Лит-ра и философская мысль — лучшее выражение культурного стремления общества" — пишет Коган в брошюре "Интеллигенция и народ" [1917]. Лит-pa рассматривается у К. не как непосредственное отражение психоидеологии известного класса, а как выражение господствующей или популярной в обществе данного периода идеи или системы научных взглядов.

Так. обр. творчество Ибсена у К. — воплощение идей ницшеанства, Золя — зависит полностью от естественно-научной системы Дарвина, Гамсун — поэт иррационального и т. д. Характерно, что пропагандируя в своей брошюре "Интеллигенция и народ" необходимость для литературы идти на службу к новой, разрушающей старое силе (пролетариату), К. именует ее слишком широким термином — "демократия". "Необходимо уничтожить существующий разрыв между литературой и демократией, необходимо отыскать пути, на которых могло бы начаться взаимодействие идейно-творческих, с одной стороны, и демократических явлений — с другой". ("Интеллигенция и народ"). Однако взгляду на литературу как на выражение психоидеологии определенного общественного класса противоречит высказанный в той же брошюре взгляд К. на литературу как на выражение идеологии только господствующей общественной группы. "Угнетенные никогда не имели собственных грамотеев в художественном творчестве, поэты, певшие о страданиях народа, подходят с точки зрения гуманной части угнетателей..," ("Интеллигенция и народ"). Тяготеющий к марксизму метод Когана в его дооктябрьских работах нередко сводится к радикальному просветительству.

В своих литературно-критических работах послеоктябрьского периода К. более близок к марксистскому литературоведению.

Но, признавая, что разбор художественного произведения нельзя поручать человеку, стоящему на "внеклассовой" точке зрения ("Наши лит-ые споры"), К. в разборе лит-ых явлений послеоктябрьского периода, а также и в новых изданиях "Очерков по истории зап.-европейской литературы", далеко не всегда рассматривает лит-ые явления с точки зрения их классовой сущности.

В определении современных лит-ых течений К. становится нередко на "объективную" точку зрения, никак не оценивая их с точки зрения соответствия общественно-политической жизни и запросам страны, хотя и признает, что "в литературе главное содержание — идеологическая чистота, революционное, подчас новое мироощущение" ("Наши лит-ые споры"). И само определение классовой сущности Коган часто заменяет расплывчатыми психологическими характеристиками.

Так, историю современной литературы и критики К. определяет как борьбу двух "стихий" — действенной и созерцательной: "Лицом к лицу очутилась бьющая через край жизнь, не регулируемая потребностью выражения, с одной стороны, и инстинкт архитектонического стремления к оформлению, традиционная привычка созерцания ("Наши лит-ые споры"). В своем определении пролетарской, литературы К. часто сбивается на классификацию исключительно по тематике.

Однако бесспорной заслугой К. является то, что в период лит-ой дискуссии 1923—1925 о возможности существования пролетарской литературы К. четко выступил как горячий ее поборник.

Признавая и декларируя марксистский метод в оценке лит-ых фактов единственно правильным и возможным, являясь продолжателем общественной тенденции в лит-ой критике, Коган все же близок еще к культурно-историческому и социологическому методу в литературоведении.

И его марксизм, в особенности в дореволюционных работах, проявляется не столько методологически, сколько лирически, в форме сочувствия материализму и социализму.

Диалектика содержания и формы, диалектика лит-ых стилей редко раскрывается в работах К., склонного ограничиваться публицистическим освещением идей писателя, импрессионистическими и отрывочными замечаниями о формальных особенностях, не рассматривая стиля в его диалектическом единстве.

Несмотря на это, работы Когана сыграли положительную роль в русском литературоведении своей борьбой против эстетствующей критики, а также попыткой установить на протяжении почти всей мировой литературы зависимость последней от экономики эпохи. "История зап.-европейской литературы" К. — важный этап в подготовке марксистского литературоведения.

К. — прекрасный популяризатор, книги его написаны простым, четким языком, не лишенным публицистической заостренности.

Библиография: I. Очерки по истории зап.-европейской литературы, т. І, М., 1903 (изд. 9-е, Гиз, М., 1928), т. II, М., 1905 (изд. 8-е, Гиз, M., 1928), т. III, чч. 1 и 2, М., 1909—1910 (изд. 4-е, Гиз, 1928); Очерки по истории древних литератур, т. I. Греческая литература, М., 1907 (изд. 5-е, Гиз, М., 1923); Очерки по истории новейшей русской литературы, 3 тт., M., 1909—1912 (изд. 6-е, 2 тт., Гиз, М., 1929); Белинский и его эпоха, М., 1911; Белинский, М., 1911; Романтизм и реализм в европейской литературе XIX в., СПб., 1914 (изд. 2-е, М., 1923); Интеллигенция и народ, М., 1917; Н. Г. Чернышевский в русском освободительном движении, П., 1917; Пролетарские поэты, Литполитотдел Реввоенсовета Запфронта, 1920; "Пролог", изд. 2-е, Гиз, М., 1923 (изд. 1-е, 1915); Белинский и его время, М., 1923; Литература этих лет, изд. "Основа", Ив.-Вознесенск, 1924; Пролетарская литература, изд. "Основа", Ив.-Вознесенск, 1924 (изд. 4-е, 1925); Красная армия в нашей литературе, изд. "Военный вестник", М., 1926; Наши литературные споры, изд. ГАХН, М., 1927; Литература великого десятилетия, изд. "Московский рабочий", М., 1927; История русской литературы от древнейших времен до наших дней, изд. "Молодая гвардия", М., 1927; Горький, Гиз, М., 1928; Хрестоматия по истории зап.-европейской литературы, тт. I — II, Гиз, М., 1929—1930. II. Фриче В. М., Рецензии на "Очерки по истории зап.-европейской литературы", т. I, "Образование", 1903, кн. 10, и "Русская мысль", 1903; Белецкий А. И., Рецензии на "Теорию словесности", М. — П., 1915, "Наука и школа", 1916; № 2; Переверзев В. Ф., Рецензия на "Очерки по истории новой русской литературы", "Печать и революция", 1923, кн. 3; Эйхенбаум Б., Вопросы вокруг вопроса о формалистах, "Печать и революция", 1924, кн. 5; Ср. ответ П. С. Когана, О формальном методе, там же, 1924, кн. 5, Ипполит И., Грустная история, "Книга и революция", 1930, № 8; Динамов С., Рецензия на "Красную армию в нашей литературе", "Книгоноша", 1926, № 41—42; Фриче В. М., Рецензии на статью Когана "О комсомольской прозе", "Красная нива", 1927, № 9; Глаголев А., Рецензия на "Наши литературные споры", "Журналист", 1927, №21; Дубовников А., Рецензия на "Историю русской литературы с древнейших времен до наших дней", "Молодая гвардия", 1928, № 4; Рогожин И., Рецензия на "Историю русской литературы в самом сжатом изложении", "На литературном посту", 1928, № 1. III. Словарь членов Общества любителей российской словесности при Моск. университете, М., 1911; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, ред. Н. К. Пиксанова, изд. 4-е, Гиз, М., 1928; Ее же, Марксистское искусствоведение, ред. Н. К. Пиксанова, Гиз, М., 1929. Л. Блюмфельд. {Лит. энц.}