Койшыбаев Галымжан Тельманович

(р. 12.04.1968) — спец. в обл. теории познания, соц. филос. и истории евразийской идеи; канд. филос. наук. Род. в г. Кзыл-Орда (Казахстан).

Окончил филос. ф-т МГУ (1991), асп. там же (1994). С 1995 — на дипломатической работе: пресс-атташе, советник, советник-посланник Посольства Республики Казахстан в РФ. Член ред. совета сб. "Актуальные проблемы внешн. политики Казахстана" (М., 1998), "Казахстанско-Российские отношения. 1991—1999" (М., 1999); "Приоритеты казахстанской дипломатии на рубеже веков" (М., 2000). Канд. дисс. — "Концепция Евразии как многоуровневой целостности (философско-методологический аспект)" (1995). К. анализирует науч. и филос.-методол. основания евразийской концепции, выдвинутой в начале 20-х гг. группой рус. мыслителей-эмигрантов.

Осн. евразийской идеей было утверждение единства и самобытности Евразии, понимание же природы этого единства и путей дальнейшего развития было разл. В структуре теор. наследия евразийства К. прослеживается разл. направления интеллектуальных усилий.

К. выделяет две осн. линии евразийского обоснования их идеи, к-рые обозначает как геокультурную и религ.-нравств.

Ре-лиг.-нравств. линия исходит гл. обр. из субстанциальной значимости православной веры в торжестве самобытных рус.-евразийских идеалов.

Евразийская культура оказывается в данном контексте одним из проявлений православия (работы Л.П.Карсавина, Г.В.Флоровского, М.В.Шахматова, А.В.Карташева, В.Н.Ильина).

Геокультурная линия представлена П.Н.Савицким, Г.В.Вернадским и Н.С.Трубецким.

Не отрицая существенной роли православия в становлении России как мощного централизованного гос-ва, его значения в качестве опоры нравств.-бытового уклада рус. жизни, они выделяют др. основания единства и самобытности Евразии.

Это, прежде всего, объективная целостность территории, "место-развитие" Евразийского мира. Культурное единство евразийских народов понимается в данном случае как свободное взаимодействие равноправных и самобытных нац. культур, основанное на прочном фундаменте этнопсихол. совместимости, демонстрируемое длительным процессом совм. ист. развития.

Прикладным ориентиром обращения к наследию евразийства являются совр. непростые поиски путей и форм интеграции на постсов., "евразийском" пространстве.

Т. о., реконструируя основания евразийской идеи, в частности науч. содержание теор. обоснования осн. евразийского тезиса — целостности и самобытности особого мира Евразии, К. демонстрирует новое видение евразийской проблематики.

Соч.: Евразия — особый культурно-языковой мир. (Депонир.). М., 1994; "Арсеньев Н.С.", "Бубнов Н. Н.", "Вейдле В.В.", "Вернадский Г.В.", "Гуль Р.Б.", "Гумилев Л.Н.", "Денике Ю.П.", "Зандер А.А.", "Ильин В.Н.", "Кондаков Н.П.", "Осипов Н.Е.", "Рей-мерс НА.", "Сувчинский П.П." (Ч.1), "Тимашев Н.С.", "Федотов Г.П." (Ч.1), "Флоровский Г.В." // Философы России XIX—XX столетий.

Биографии, идеи, труды. М., 2-е изд. 1995, 3-е изд. 1999.