Колупаев Виктор Дмитриевич

(р.1936). Рус. сов. прозаик, один из ведущих авторов отечественной НФ 1960-70-х гг. Род. в пос. Незаметном (ныне - г.Алдан Якутской Республики Соха), окончил Томский политех. ин-т по специальности радиотехника, работал в спец. конструкторском бюро и НИИ, в лаборатории бионики Сибирского физ.-тех. ин-та. Печататься начал с 1969 г.; с 1970 г. - професс. писатель.

Чл.СП. Первая НФ публикация - "Билет в детство" (1969). Лауреат премии "Аэлита"-88. Живет в Томске.

Р-зы К., мн. из к-рых относятся к редкой в сов. НФ 1960-70-х гг. лирической фэнтези, а также "странной гор. прозы" с элментами НФ, составили сб. - "Случится же с человеком такое!" (1972), "Качели Отшельника" (1974), "Билет в детство" (1977), "Зачем жил человек?" (1982), "Поющий лес" (1984), "Седьмая модель" (1985), "Весна света" (1986). Все тв-во писателя представляет собой попытку осознания человеком своего места во Времени и Пространстве, а герои, подобно персонажам А.Грина, постоянно нацелены на чудо, на встречу с неведомым: герой р-за "Газетный киоск" (1971) получает возможность заглянуть в собственное близкое будущее (см. Путешествия во времени); люди будущего из р-за "Какие смешные деревья" (1977), отправившеся на увлекательную космич. экскурсию с детьми, - воочию увидеть наст. войну далекого прошлого; и даже принять в ней участие и погибнуть, немного не добравшись до своего времени (см. История в НФ) - в р-зе "На дворе двадцатый век" (1974). В "Самом большом доме" (1974), к-рый ищет героиня (о нем ей рассказали родители - погибшие космонавты), таковым оказывается планета Земля (см. Дети); поэт, герой программного р-за К. - "Зачем жил человек?" (1970), обречен на безвестность, но все равно продолжает вдохновенно творить (см. Искусство, Оптимизм и пессимизм); а герой повести "Защита" (1977) получает возможность общаться с собственной совестью по телефону.

Также выделяются: р-з "Город мой" (1971) (см. Города) и повесть "Жизнь как год" (1982); последняя представляет собой цикл новелл, включивший ряд ранних р-зов К. - "Сентябрь" (1972), "Май" (1977), "Июль" (1977; др. - "Лагерный сад"), повествующих о том, как по-разному входит в жизнь человека чудо. Реже в тв-ве К. встречаются более традиционные темы и мотивы "твердой" (естественнонаучной) НФ - и с меньшим успехом.

По сравнению с лиричными новеллами неудачными выглядят повесть "Качели Отшельника" (1972) и единственное крупное произв. писателя - роман "Фирменный поезд "Фомич" (1979), посвященные загадкаи и парадоксам пространства-времени (в романе это описано в форме филос.-нравоучительной притчи).

Вместе с тем, начавшаяся как заурядная хроника инопланетного вторжения повесть "Толстяк" над миром" (1980) превращается в умную и сюжетно оригинальную притчу о планете, по-своему сопротивляющейся агрессии: при каждой нов. попытке нападающие отбрасывается все дальше в прошлое (см. Живые миры, Инопланетяне, Оружие).

В целом, тв-во К. 1960-70-х гг. осталось яркой страницей отечественной "мягкой" (гуманитарной) НФ. Вл. Б.