Коршунов Анатолий Михайлович

(р. 08.06.1929) — спец. по теории познания и методол. науки; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве.

Окончил филос. ф-т МГУ (1953), асп. того же ф-та (1961). Работал на филос. ф-те МГУ (1961—1969): асс., ст. преп., доц. В 1969—1970 — зав. кафедрой филос. Моск. ин-та электронной техники, в 1970—1974 — проф. кафедры филос. ИПК при МГУ. С 1974 по 1996 — зав. кафедрой филос. гуманит. ф-тов МГУ. С 1996 по наст. вр. — проф. той же кафедры.

В 1978—1981 — нач. Управления преподавания обществ. наук Минвуза СССР. Канд. дисс. — "Восприятие в процессе познания" (1962). Докт. дисс. — "Гносеологический образ" (1968). В трудах К. развивается концепция гносеол. образа на основе обобщения данных ряда наук (психол., лингвистики, истории, физиологии в. н. д., семиотики, теории информации).

Особое внимание уделяется рассмотрению соотношений категорий образа, знака, сигнала и модели.

Исследуется проблема знака и значения.

В рамках деятельностного подхода обосновывается функциональность познавательного образа и информации.

Выявляются специфика психич. отражения и его роль в деятельности человека, соотношение психич. и физиологич., значение идеального как способа освоения действительности в единстве с чувственно-предметной деятельностью.

Обосновывается методол. роль категории "идеальное" для развития психол.

Раскрываются новые аспекты творч. природы деятельностного субъекта и процесса познания.

Выявляется временная структура познания, соотношение в нем настоящего, прошлого и будущего (на основе анализа ист. науки и психол.), продуктивного и репродуктивного, раскрываются место и роль проблемы и пробл. ситуаций в становлении нового знания, единство традиций и преемственность в творч. Исследуется специфика соц.-гуманит. знания, его связь с категориями культуры, ценности и смысла, осуществляется его филос.-аксиол. анализ; рассматривается познават. роль ценности и оценки, единство ценностно-оценочного и гносеол. подходов, истины и ценности, понимания и объяснения, диалога и монолога, воображения и интуиции в гуманит. знании.

Разрабатывается проблема человека, его жизни, соотношения в ней человеч. сущности и существования, соц. и личностно-индиви-дуального; рассматриваются вопросы смысла жизни, жизненной ориентации, совести, смерти и бессмертия.

Выясняются особенности познания мира человека, возможности науч.-объективного метода в рассмотрении человека и вненауч. форм его отображения (в искусстве, морали, религии, масс, сознании).

Обосновывается особая роль филос. в познании человека.

Соч.: Гносеологический анализ понятия "информация". [В соавт.] // Методологические проблемы современной науки. М., 1964; Чувственное познание. [В соавт.]. М., 1965; Познание и деятельность.

М., 1967; Теория отражения и современная наука. М., 1968; Теория отражения и творчество.

М., 1971; Теория отражения и эвристическая роль знаков. [В соавт.]. М., 1974; Сознание, его происхождение и сущность // Диалектический материализм.

Уч. пос. для вузов. М., 1974; Проблема отражения.

Сознание как высшая форма отражения. [В соавт.] // Диалектический материализм.

Уч. пос. для аспирантов нефилософских специальностей.

М., 1975; Отражение, деятельность и познание.

М., 1979; Методологические проблемы исторического познания. [В соавт.]. М., 1981; Диалектика субъекта и объекта в познании.

М., 1982; Творчество и отражение в историческом познании. [В соавт.]. М., 1985; Чувственное познание // Диалектика познания.

Л., 1988; Диалектика социального познания. [В соавт.]. M., 1988; Категории познавательного образа // Теория познания.

В 4 т. Т.2. Социально-культурная природа познания.

М., 1991; Культура, человек и познание. (Депонир.). М., 1994; Социальная философия: проблема человека. [В соавт.]. Улан-Удэ, 1995; Диалог, понимание, воображение // Возможности и грани познания.

М., 1995; "Гносеология", "Деятельность", "Символ", "Сознание", "Творчество" и др. // Краткий философский словарь.

М., 1998 (2-е изд. — 2001); Жизнь человека: социокультурная детерминация и свобода // Проблема человека в философии.

М., 1998; Проблема человека: жизнь, смерть и бессмертие // Философия, человек, общество.

М., 1998; Человек: диалектика развития родового и уникального // Устойчивое развитие.

Сб. науч. трудов.

Вып.2. Улан-Удэ, 1999.