Кураев Вячеслав Иванович

(р. 15.02.1939) — спец. по проблемам теории познания, логики и методол. науки; канд. филос. наук, доц. Род. в Саратове.

Окончил филос. ф-т МГУ (1963). Работал мл. н. с. ИФ АН СССР (до 1967), ред.-консультантом ж. "ВФ" (до 1973), ред.-консультантом ж. "Проблемы мира и социализма" (1973—1978). В 1978—1988 — ученый секретарь Президиума АН СССР по обществ. наукам, в 1988—1992 — зав. отделом ИНИОН АН СССР и зав. редакцией литературы по филос. Политиздата.

С 1993 по наст. вр. — ст. н. с. ИФ РАН. Одновременно (1966—1992) преподавал филос. в ряде вузов Москвы.

Канд. дисс. — "Взаимоотношение содержательного и формального в научном познании" (1970). Принимал участие в подготовке и изд. трудов видных заруб. и отеч. мыслителей XIX—XX вв., уч. пос. и справочных изд. по филос., социол. и психол.

В 1980—1991 — член науч. советов АН СССР по филос. и соц. проблемам науки и техники, по совр. заруб. идеологич. течениям.

Круг науч. интересов К.: категории содержания, формы и структуры; предпосылки и механизмы формирования нового знания в науке; гносеол. и методол. проблемы формализации и математизации науч. знания, точности науч. знания; проблема истины; история теоретико-познавательных учений и идей, в частности рус. философов.

В иссл. этого круга проблем К. исходит из представлений о том, что расчленение познания на содержание и форму — одна из наиболее фундам. и плодотворных абстракций, сформировавшихся в истории филос. и логики.

С одной стороны, понятия содержания и формы мышления явились теми концепт. средствами, с помощью к-рых и в к-рых исторически сформировались и закрепились принципиально новые представления (по сравнению с натуралистическими и эмпирич.) о природе познания, особенно науч., его структуре и типологии, предпосылках и механизмах формирования нового знания, исходящие из представлений о соц. природе познания и его культурно-ист. обусловленности.

Под этим углом зр. на широком ист.-науч. фоне ставятся и анализируются проблемы историзма логич. культуры мышления, соотношения относительного и абсолютного, прерывного и непрерывного, объективного и субъективного в познании, природы науч. революций, социол. познания и др. С др. стороны, понятия содержания и формы (и производное от них понятие содержательного и формального) являются ключевыми в филос. осмыслении всего круга проблем, порожденных формализацией и математизацией совр. науч. знания.

Акцент здесь делается на сложном взаимодействии и взаимодополнении содержательных и формальных методов иссл., при вед. роли первых, специфике взаимосвязи формализованных теорий с действительностью, познавательных достоинствах и внутр. ограниченности методов иссл., лежащих в основе формализации науч. знания.

В работах, посвященных проблеме точности знания, предложена типология видов точности — метрическая, логико-матем., семантическая и гносеол.

Выявляется взаимосвязь точности и адекватности в науч. теориях, место и роль методов уточнения знания в движении науки к новым результатам.

С начала 90-х гг. круг иссл. интересов К. концентрируется вокруг изучения истории рус. теоретико-познавательной мысли, специфики религ. опыта и религ. веры как гносеол. феномена, взаимоотношений веры и знания.

Соч.: Содержание и форма // ФЭ. Т.5. 1970; Логическая экспликация понятий и философское исследование // Философия.

Методология.

Наука. М., 1972; Проблемы истины в логике и гносеологии // Вопросы логического анализа языка науки. Вып.2. Ереван, 1974; Диалектика содержательного и формального в научном познании.

М., 1977; Материалистическая диалектика и рост знания // ВФ. 1982. № 4; Рефлексия и философское исследования. [В соавт.] // Там же. 1986. № 6; Точность, истинность и рост знания. [В соавт.]. М., 1988; Философ волевой идеи (И.А.Ильин) // Ильин И.А. Путь к очевидности.

М., 1992; Религиозная вера и рациональность.

Гносеологический аспект. [В соавт.] // Исторические типы рациональности.

Вып.1. М., 1996; "Всеединство", "Теория познания", "Ильин И.А.", "Франк С.Л." // Русская философия.

Словарь-справочник.

М., 1996; Философия духовного опыта ИА.Илъина // История русской философии М., 1998; Система теокосмического всеединства С.Л.Франка // Там же; "Формализация теории", "Точность знания", "Форма превращенная", "Иррационализм", "Плюрализм", "Прогресс и регресс" и др. // Философский словарь.

М., 1998; Русская религиозная гносеология XIX—XX вв. М., 1999.