Кузнецов Иннокентий Васильевич

(12.12.1914—31.07.1996) — летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1991), гвардии майор. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 129 иап и 180 (30 гв.) иап. Боевой счет открыл на рассвете 22 июня, сбив под Белостоком He-111. Совершил 2 воздушных тарана (03.03.1943 и в апреле 1945). Войну закончил в Берлине.

Всего совершил 356 боевых вылетов, сбил лично 15 и в группе 13 самолетов противника (по неофициальным данным — больше).

После войны работал на Иркутском авиазаводе и в ЛИИ. Проводил испытания серийных Ил-28 и Ан-12. Его имя присвоено одной из школ г. Геленджик.

Кузнецов, Иннокентий Васильевич (12.12.1914—31.7.1996). Заместитель командира 30-го гвардейского истребительного авиационного полка майор. Родился 12 декабря 1914 года в селе Дума (ныне Нукут Аларского района Иркутской области) в семье крестьянина.

Русский.

Член ВКП(б). Окончил 7 классов средней школы и курсы трактористов.

Работал механиком в МТС. В 1934 году вместе с семьей переехал в Иркутск.

Участвовал в строительстве авиационного завода.

Затем работал на нем слесарем.

Одновременно учился в аэроклубе.

В 1938 году по комсомольской путевке направлен в Батайскую военную авиационную школу пилотов им. А. К. Серова, которую окончил в 1940 году. Служил в 129-м истребительном авиационном полку (9-я смешанная авиационная дивизия, Западный особый военный округ). Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Боевой счет открыл на рассвете 22 июня, сбив на МиГ-3 немецкий бомбардировщик He-111. После того, как аэродром Тарново, где базировался полк, был занят противником, вместе с летчиками и техниками несколько дней пробивался из окружения на восток.

Затем воевал в составе 180-го истребительного авиационного полка под Ржевом.

В октябре 1941 года назначен командиром звена. В марте 1942 года полк был выведен в тыл на переформирование.

В составе 22-го запасного авиационного полка в Кинешме (Ивановская обл.) Кузнецов вместе с другими летчиками полка освоил английский истребитель "Харрикейн". В июне 180-й полк уже участвовал в боях под Белгородом, где Кузнецов сбил 5 самолетов противника.

Осенью 1942 года полк был перевооружен на американские истребители P-39 "Аэрокобра", но Кузнецов, ставший командиром эскадрильи, некоторое время летал и на Як-1. К марту 1943 года в 32 воздушных боях сбил лично 5 и в группе 15 самолетов противника. 3 марта 1943 года командир эскадрильи 30-го гвардейского истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, Центральный фронт) гвардии старший лейтенант Кузнецов И. В. во главе четверки "Аэрокобр" в районе станции Лиски под Курском вступил в бой с 6 истребителями FW-190. Кузнецов с ходу атаковал противника и сбил одного из них. Но в это время появилась еще одна шестерка "Фокке-Вульфов", которая связала боем подчиненных Кузнецова.

Он остался один против пяти немцев.

Они взяли его в клещи и подожгли.

Кузнецов заметил, как один FW-190 зашел к нему в хвост. Тогда он резко сбросил газ и взял ручку на себя. "Аэрокобра" погасила скорость, а "Фокке-Вульф" проскочил вперед.

После этого Кузнецов обрушил свой самолет на врага. Сам приземлился на парашюте на нейтральной полосе.

Наши артиллеристы открыли заградительный огонь, а пехотинцы вытащили раненного летчика и доставили его в медсанбат.

За свой подвиг Кузнецов награжден орденом Красного Знамени.

В апреле 1945 года заместитель командира того же полка гвардии майор Кузнецов И. В. вылетел во главе четверки "Аэрокобр" на прикрытие переправы через реку Одер. Над городом Штернбек наши летчики обнаружили 12 истребителей FW-190 и вступили с ними в бой. С первой же атаки Кузнецов сбил самолет ведущего.

Вдруг он заметил, как пара "Фокке-Вульфов" атакует его ведомого.

Времени для маневра и прицеливания не было, и тогда Кузнецов решил таранить.

От удара немец рухнул на землю. Свою поврежденную "Аэрокобру" Кузнецов довел до линии фронта и посадил на брюхо на нейтральной полосе.

Войну закончил в Берлине.

Свой последний боевой вылет гвардии майор Кузнецов совершил 9 мая 1945 года. Всего во время войны произвел 356 боевых вылетов, сбил лично 15 и в группе 15 самолетов противника.

В 1946 году уволился в запас. Работал на Иркутском авиационном заводе мастером группы сборщиков, затем летчиком-транспортником.

В сентябре 1951 года перевелся на работу в ЛИИ. Окончил курсы летчиков-испытателей.

В 1954 году вернулся на Иркутский завод. Испытывал серийные Ил-28 и Ан-12. С 1963 года — на пенсии.

Жил в Ейске, затем в Геленджике.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" майору в отставке Иннокентию Васильевичу Кузнецову присвоено 22 марта 1991 указом Президента СССР. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, Александра Невского, Красной Звезды, медалями, английским Рыцарским крестом.

Умер 31 июля 1996 года. Похоронен в Геленджике.

Имя Героя присвоено одной из школ Геленджика.