Лебединский Лев Николаевич

род. 5 ноября 1904 в нос. завода Миасс Оренбургской губ. Музыковед.

В 1930 окончил научно-композиторский ф-т Моск. конс. В 1919—1920 и в 1941—1945 в Армии. В 1924—1932 один из рук. Ассоциации пролетарских музыкантов (в 1925—1930—пред., в 1930—1932 отв. секретарь).

В 1930—1932 зав. муз. секцией Ин-та литры, искусства и языка Комакадемии.

В 1934—1935 зав. массовым сектором Союза композиторов СССР. В 1934—1939 науч. сотрудник фольклорной секции Ин-та этногр.

АН СССР. В 1939—1940 муз. консультант Упр. по делам искусств БашкАССР.

В 1940—1941 отв. секретарь комиссии по РСФСР и помощник по творческим вопросам пред. оргкомитета Союза композиторов СССР. В 1955—1965 зав. фольклорной редакцией изд-ва "Сов. композитор". В 1962—1969 пред. объединенной фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР и Моск. союза композиторов.

В 1971—1974 один из рук. Всесоюз. комиссии по нар. муз. творчеству Союза композиторов СССР. Автор статей, посв. вопросам социологии искусства, муз. культуре народов СССР, творчеству сов. композиторов, проблемам фольклора, исполнительства, в т. ч. "Лед тронулся" ("Муз. новь", 1923, № 2), "Вопросы художественного образования" (там же, 1924, № 9), "О комической опере" (там же, 1924, № 10), "Концерты Райского" ("Музыка и Октябрь", 1926, № 1), "Еще об усвоении старой культуры" (там же, 1926, № 3), "Марксизм и музыкальная наука", "Г. Л. Катуар" (там же, 1926, № 4—5), "А. Д. Кастальский" ("Муз. образование", 1926, № 5—6), "Бетховенские торжества в Вене" ("Правда", 1927, № 88), "Критика музыкального творчества" ("На лит. посту", 1927, № 11—12), "Что такое Ассоциация пролетарских художников" ("Пролетарский музыкант", 1929, № 1), "Наш массовый музыкальный быт" (там же, 1930, № 9—10), "Бетховен" ("За пролетарскую музыку", 1930, № 3), "О пролетарской песне" (там же, 1931, № 1), "После апреля.

Советское музыкальное творчество на подъеме" (совм. с В. Белым, "Сов. искусство", 1933, № 22), "Пролетариат и песня" ("Говорит СССР", 1933, № 3), "Композитор масс" (о Давиденко, "Муз. самодеятельность", 1934, № 7), "А. Давиденко.

Материалы для творческой биографии" ("СМ", 1935, № 4), "Фольклорные экспедиции в Московской области" (совм. с Е. Гиппиусом и Н. Брюсовой, "Правда", 1935, № 148), "Рождение национальной оперы" ("Сов. искусство", 1940, № 1), "Старая революционная песня" ("СМ", 1941, № 5), "Песни советской молодежи эпохи гражданской войны" ("СМ", 1948, № 8), "Против ремесленничества в песенной поэзии" ("СМ", 1949, № 7), "По мотивам сказов Бажова" ("Сов. искусство", 1951, № 13), "Народная башкирская музыка" ("СМ", 1951, № 3), "О песенной лирике" ("СМ", 1952, № 5), "Поэмы о революционной борьбе" (о хоровых поэмах Д. Шостаковича, "СМ", 1952, № 10), "Шурале". Балет Ф. Яруллина в филиале Большого театра" ("СМ", 1955, № 4), "Дон Карлос" и "Джиоконда" ("СМ", 1956, № 9), "Произведения Д. Д. Шостаковича" ("СМ", 1956, № 12), "Балет "Жанна д''Арк" ("СМ", 1957, № 4), "Революционный фольклор в Одиннадцатой симфонии Д. Шостаковича" ("СМ", 1958, № 1), "Сцена "Часы с курантами", в исполнении Шаляпина" ("СМ", 1959, № 3), "Немецкие народные песни шести веков" ("СМ", 1962, № 11), вступ. статья в партитуре: М. П. Мусоргский.

Борис Годунов.

Инструментовка Д. Д. Шостаковича (М., 1963), вступ. статья в партитуре Д. Шостаковича "Катерина Измайлова" (М., 1965), вступ. статья к либретто: Д. Шостакович.

Опера "Катерина Измайлова" (М., 1966), "Башкирская протяжная песня "Зюльхизя" (в кн.: Музыка народов Азии и Африки.

М., 1969), "Пять очерков о шаляпинском прочтении нотного текста" (в кн.: Мастерство музыканта-исполнителя.

М., 1972), "В творческой лаборатории" (к юбилею со дня рождения Шаляпина, "СМ", 1973, № 2), Послесловие в кн. Ж. Тьерсо "История народной песни во Франции" (М., 1975). Соч.: О пролетарской массовой песне. М., 1929; Новые задачи музыкантов.

М., 1930; Против нэпманской музыки (цыганщины, фокстрота и т. п., совм. с Н. Брюсовой).

М., 1930; Восемь лет борьбы за пролетарскую музыку (1923—1931). Отчет о деятельности Совета Ассоциации пролетарских музыкантов в борьбе за движение пролетарской музыки и дальнейших задачах РАПМа. М., 1931; Об учебе и учебно-производственных программах кружков музыкальной самодеятельности. M., 1934; Аннотации к произведениям Д. Д. Шостаковича.

М., 1947; Композиторы Башкирии.

М., 1955; Хоровые поэмы Шостаковича.

М., 1957; Седьмая и Одиннадцатая симфонии Д. Шостаковича.

М., 1960; Башкирские народные песни и наигрыши.

М., 1962; 2-е изд., испр. и доп., 1965; Мажит Бурангулов.

М., 1963.