Лебель Израиль бен-Иуда Лейб

— известный проповедник, один из главных деятелей антихасидской борьбы, родом из Слуцка; был раввином и проповедником в Могилеве-на-Днепре в 80 гг. 18 в. Широкие размеры хасидского движения в Могилевской губ. и, между прочим, переход его брата к сектантам побудили Л. вступить на путь активной борьбы с хасидским движением.

После целого ряда бесплодных попыток обратить своего брата на путь истины он сам около 1796 г. отправился в резиденцию "верховного главы секты, знаменитого рабби Соломона Витейста" (по предположению С. М. Дубнова, Л. имеет в виду р. Шнеура Залмана, основателя "???? ". Диалог его с вождем секты послужил основой для его сочинения "????? — диалог между истинным хасидом, т. е. талмудистом, и хасидом по названию, с присовокуплением посланий р. Илии-гаона и послания минского кагала (Варш., 1797; немецкая обработка его под заглавием "Glaubwurdige Nachricht von einer neuen und zahlreichen Secte unter den Juden in Polen und Lithauanien, die sich Chassidimnennt und ihren die Menschheit emporenden Grundsatzen und Lehren" (Франкфурт-на-О., 1799). Сочинению Л. предшествует предисловие, написанное в резкой форме, и апробация р. Шимшона (Самсона) из Слуцка.

В том же году Л. выпустил в Варшаве полемическое сочинение "????? ?????". Сочинения Л. произвели громадное впечатление, и он был ревнителями на Зельвском съезде командирован в Польшу и Галицию для борьбы с хасидским движением.

В Вене он ходатайствовал перед импер. Францем II, чтобы правительство поручило двум главным окружным раввинам Моравии и Венгрии перевести его книги на немецкий язык. Император принял его лично и обещал назначить следствие.

По сообщению Л., австрийское правительство под страхом строгих наказаний воспретило хасидам всякие публичные сборища.

По-видимому, Л. вследствие своей антихасидской пропаганды был лишен раввинской должности в Могилеве и получил пост проповедника в Новогрудке (Минской губ.). Дальнейшая судьба Л. неизвестна.

Сочинения Л. имели решающее влияние на ход антихасидской борьбы после кончины р. Илии гаона и послужили образцом для последующих памфлетистов против хасидизма.

Не являясь источником для истории этой борьбы, ибо фактические данные в них перемешаны с фиктивными, они, тем не менее, отражают в себе господствовавшее тогда возбуждение против хасидов и общее настроение той эпохи. Немецкая обработка диалога Л. (имеющая, впрочем, мало общего с евр.) была перепечатана в "Sulamith", 1807, а затем в третий раз в переводе на французский язык в "Histoire des sectes religieuses" аббата Грегуара (III, 322 и сл.). — Ср.: Gratz, Gesch. d. Juden, XI (pyc. пер. СПб., 1884, стр. 493—494); С. М. Дубнов, "Религиозная борьба" ("Восх.", 1892, XI—XII); Zeitlin, BHM, s. v. И. Берлин. {Евр. энц.}