Лейбин Валерий Моисеевич

(р. 08.03.1942) — спец. в обл. истории филос., психол. и филос. антропологии; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Хмелевка Зуев-ского р-на Кировской обл. Окончил филос. ф-т ЛГУ (1969), асп. ИФ АН СССР (1972). С 1974 — мл. н. с. ИНИОН, с 1977 — мл. н.с, ст. н.с, вед. н. с. ИСИ. Зав. кафедрой глобалистики, системологии и филос. антропологии филос. ф-та ун-та РАО, проф. кафедры теории и метапсихол.

Ин-та психоанализа.

Докт. дисс. — "Психоанализ и американский неофрейдизм (историко-философский анализ фрейдизма)" (1981). Соред. и соавт. колл. монографии "Моделирование процессов мирового развития и сотрудничества" (М., 1991). Сост. кн.: "Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль" (М., 1994), "З.Фрейд. Сон и сновидения" (М., 1997), автор ряда статей, включенных в "Словарь по этике" (М., 1977, 1981), "Философский словарь" (М., 1980), "Словарь по эстетике" (М., 1988), "Современная западная философия.

Словарь" (М., 1991), "Психоанализ.

Популярная энциклопедия" (М., 1998). Л. исследует проблемы человека и культуры, психоанализа личности и об-ва, глоб. моделирования и экол. этики, эволюции Римского клуба и социокультурных последствий компьютеризации мира. В его работах предлагается не-традиц. видение истории возникновения психоанализа.

На основе иссл. взаимосвязей между филос. и психоанализом Л. приходит к выводу, что филос. идеи мыслителей прошлого оказали существенное влияние на формирование психоаналитического учения Фрейда о человеке и культуре, что в своем органическом единстве фрейдовские представления о психической реальности и бытии человека в мире образуют психоаналитическую филос., воздействующую на интеллектуальную мысль XX в. В контексте иссл. восприятия студентами психоаналитических идей Л. выявляет специфику росс. менталитета, проявляющуюся в формировании на бессознательном уровне установки на включение в шкалу жизненных ценностей соц. Эдипа, затрудняющего сознание индивидуально-личностных влечений в рамках семейного треугольника отец—ребенок—мать. Вопреки распространенному мнению о непристойности отцеубийства и инцеста, Л. показал, что эти две составляющие Эдипова комплекса являются действенными у студентов на уровне их сновидений и фантазий, а в ряде случаев — в их реальной жизни. Он выдвинул идею, согласно к-рой самоанализ, связанный с осознанием своего собственного отношения к Эдипову комплексу,— это одна из реальных возможностей прорыва через стереотипы соц. Эдипа к внутриличностному состоянию свободы, предполагающему открытость к самому себе, сопричастность с др. людьми и ответственность за свои помыслы, фантазии, деяния.

В обл. глоб. моделирования и экол. этики Л. разработал типологию мировоз-зренч. ориентации в оценке будущего.

Им развита идея, согласно к-рой самоподчинение моральному долгу и самоограничение в процессе развертывания человеч. деятельности есть важные императивы экол. этики, признание и усвоение к-рых является составной частью развития экологии духа и культуры.

Переосмысливая принцип критического рационализма К.Поппера, Л. считает, что за основу иссл. человека, об-ва и культуры можно принять принцип критического иррационализма, в соответствии с к-рыми рациональная вера в разум (К.Поппер) дополняется иррациональной верой в добро, благо, создавая тем самым необходимые предпосылки для перехода от эпистемологии к этике. Соч.: Классический психоанализ и неофрейдизм // Буржуазная философия XX века. М., 1974; Психоаналитическая трактовка личности и неофрейдистская концепция самости // ВФ. 1977. № 6; Психоанализ и философия неофрейдизма.

М., 1977; Неофрейдистское видение самореализации сущностных сил человека // ФН. 1978. № 5; Психоаналитическая антропология // Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986; Системные исследования и символическая концепция человека // Системные исследования.

Ежегодник—1985. М., 1986; Уникальное бытие человека в контексте глобальной проблематики // Человек, наука, гуманизм.

М., 1987; Из истории возникновения психоанализа // ВФ. 1988. № 4; Вера или разум // ВФ. 1988. № 8; Психоанализ и неопозитивизм // ФН. 1988. № 8; Психоаналитическая концепция человека // Концепция человека в современной западной философии.

М., 1988; Психоаналитический портрет тирана // Мировая экономика и междунар. отношения. 1990. № 11; Репрессированный психоанализ: Фрейд, Троцкий, Сталин // Российский психоаналитический В. 1991. № 1; По ту сторону добра и зла // ФН. 1991. № 6; Глобалистика: история и современность.

М., 1992; Психоанализ, Юнг, Россия // Российский психоаналитический В. 1992. № 2; Экология духа: от самоуничтожения к самоспасению // Общественные науки и современность. 1992. № 5; Русскость Фрейда.

М., 1994; Я и Эдипов комплекс // Архетип. 1995. № 2; 1996. № 1; Фрейд и Достоевский // Психоаналитический В. 1996. № 5; Эдипов комплекс и российская менталъ-ность. М., 1997; Открытый мир: рационализация самообмана // На пути к открытому обществу.

Идеи Карла Поппера и современная Россия.

М., 1998.