Лекторский Владислав Александрович

(р. 23.08.1932) — спец. по теории познания и филос. науки: д-р филос. наук, проф. Род. в Москве.

Окончил филос. ф-т МГУ (1955), асп. ИФ АН СССР (1959). С 1959 — в ИФ АН СССР (ныне РАН): с 1969 — зав. сектором теории познания, с 1992 — зав. Центром эпистемологии, с 1998 — зав. отделом эпистемологии и логики.

С 1988 — гл. ред. ж. "ВФ". Член-корр. РАН, акад. Росс. академии образования.

В 1988—1998 предс. экспертного совета по филос. и социол.

ВАК РФ. С 1988 — член совета Директоров Междунар. федерации филос. обществ.

В 1993—1998 — вице-президент этой федерации.

С 2000 член Междунар. ин-та филос. (Париж). С 1988 член руководства Междунар. об-ва по иссл. культуры и теории деятельности.

Асессор Междунар. союза по логике, методол. и филос. науки (1991—1995). С 1995 член Центра по филос. науки Ун-та Питтсбурга (США). Под ред. Л. изданы колл. монографии: "Философия.

Методология.

Наука". М., 1972; "Гносеология в системе философского мировоззрения". М., 1983; "Деятельность: теория, методология, проблемы". М., 1990; "Теория познания" в 4 томах (соред.). М., 1991—1993; "Исторические типы рациональности". Т. 1, М., 1995; "Идеал, утопия и критическая рефлексия". М., 1996; "Рациональность на перепутье". Т.1. М., 2000. Л. — ред.-сост. кн. "Философия не кончается" (о развитии отеч. филос. в 20—80-е гг. XX столетия) в 2 т. М., 1999. В трудах Л. развивается концепция деятельностного и культурно-ист. анализа познания.

В этой связи дается критика натуралистической интерпретации познания, вводится понятие "предмета-посредника" (в разл. формах, вплоть до разнообразных знаково-символических систем) и обосновывается идея о специфически соц.-культурной опосредствованности как особенности познавательной деятельности (в отличие от простой информации).

Л. развил идею о взаимосвязи сознания внешн. объекта и самосознания субъекта в разнообразных формах, начиная от "неявного знания" себя и кончая развернутыми формами рефлексии над собой и продуктами собственной деятельности (и на разных уровнях знания: перцепция, мышление, теор. знание).

В этой связи спец. анализу было подвергнуто понятие рефлексии, выделена субъективная рефлексия (относящаяся к сознанию индивидуального субъекта) и рефлексия объективная (относящаяся к объективированным формам знания) и показана взаимосвязь осмысления и преобразования объекта в ходе рефлексивной деятельности.

Л. исследовал взаимосвязь обоснования и развития знания в процессе рефлексии над науч. теориями.

В его работах дан анализ той интерпретации рефлексии, к-рая сложилась в класс. западноевроп. филос. и к-рая во многом определяла специфику этой формы философствования в целом (рефлексия как полнота знания о субъекте, как "прозрачность" субъекта для самого себя и как эксплицирование всех предпосылок объективированных форм знания), показана ограниченность такого понимания и обоснована идея о взаимосвязи и взаимопереходах рефлективных и нерефлективных измерений познавательной деятельности, рассмотрена теория познания как особый вид рефлексии над знанием, сформулирована идея о включении эпистемологич. образа науки в реальный познавательный процесс, проанализированы разные способы этого включения.

В своих "мета-эпистемологич." иссл. Л. изучил разные подходы к разработке теории познания (психологизм, антипсихологизм, нормативизм, дескриптивизм, натурализм, социологизм) и развил социокультурную интерпретацию эпистемологии, опирающуюся на анализ истории науки, истории культуры и соц.-культурно интерпретированной психол.

Важную роль в концепции Л. играет идея о существовании двух типов субъектов: индивидуального и разных форм колл. субъектов, отношения между к-рыми могут меняться.

Л. известен также как спец. по филос. психол.

Он иссл. филос. предпосылки психол. теории деятельности, культурно-ист. теории Л.Выготского и генетической эпистемологии Пиаже и раскрыл их связь с общими эпистемологич. проблемами.

В посл. вр. Л. критически исследует нек-рые догматические стереотипы отеч. иссл. в обл. теории познания (теория отражения, понятие ощущения, восприятия, чувственного познания, сознания и самосознания, разделение субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений и др.). Он делает попытку пересмотреть ряд традиц. проблем и принципов класс. эпистемологии (проблема "Я", "внутреннее" и "внешнее", субъективное переживание, сознание и деятельность, сознание и бессознательное и др.) в некласс. ключе, используя коммуникационный подход.

Вместе с тем он выявляет связь совр. проблем эпистемологии с рядом актуальных проблем соц. филос., филос. культуры: гуманизм, толерантность, плюрализм, критицизм, рациональная дискуссия, судьбы рациональности в совр. культуре, вера и знание, типы реальности и виды знания и др. Соч.: О принципах исследования систем. [В соавт.] // ВФ. I960. № 8; Единство теоретического и эмпирического в научном познании // Диалектика — теория познания.

Законы мышления.

М., 1964; Проблема субъекта и объекта в классической современной философии.

М., 1965: Генезис и строение интеллектуальных структур в концепциях Ж.Пиаже. [В соавт.] // Основные направления исследования психологии мышления в капиталистических странах.

М., 1966; Принципы воспроизведения объекта в знании // ВФ. 1967. № 4; Философия и научный метод // Философия в современном мире: Философия и наука. М., 1972; Теория познания // Философская энциклопедия.

М., 1972; Т.5. Философия, наука, философия науки // ВФ. 1973. № 4; Материалистическая диалектика. [В соавт.]. М., 1979; "Альтернативные миры" и проблема непрерывности опыта // Природа научного знания.

Минск, 1979; Субъект, объект, познание.

М., 1980; Subjekt — Objekt — Erkenntnis // Realismus und Dialektik oder was konnen wir wissen? Kb''ln, 1984; Das Problem der Moglichkeit der Erkenntnis in Kants Transcendental Philosophie // Studien zur Geschichte der Westlichen Philosophie. Frankfurt am Main, 1986; Введение в философию. [В соавт.]. В двух частях.

М., 1989; Человек как проблема научного исследования // Человек в системе наук. М., 1989; Transformations in Civilization and Human Values // A Philosophical Vision for the Coming Civilization. Seoul, 1990; Идеалы и реальность гуманизма // ВФ. 1994. № 6; Рациональность, критицизм и принципы либерализма // ВФ. 1995. № 10; Knowledge and cultural objects // Boston Studies in the Philosophy of Science. Vol.170. Boston-Dordrecht, 1995; О толерантности, плюрализме и критицизме // ВФ. 1997. № 11; Л.Витгенштейн и некоторые традиции отечественной мысли. // ВФ. 1998. № 5; Historical Changes of the Notion of Activity: Philosophical Presuppositions // Activity Theory and Social Practice: Cultural-Historical Approaches. Aarhus, 1999; Научное и вне-научное мышление: скользящая граница // Разум и экзистенция.

М., 1999; О философских уроках З.Фрейда // ВФ. 2000. № 10; Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Там же. 2001. № 2; Эпистемология классическая и неклассическая.

М., 2001; "Теория познания", "Субъект", "Объект" и др. в "Новой философской энциклопедии" в 4 томах. М., 2000—2001. Лекторский, Владислав Александрович Член-корреспондент РАН (1997), заведующий отделом эпистемологии и логики Института философии РАН с 1998 г.; родился 23 августа 1932 г. в г. Москве; окончил философский факультет МГУ в 1955 г., аспирантуру Института философии АН СССР в 1959 г., доктор философских наук, профессор; , академик Российской академии образования; член Совета директоров Международной федерации философских обществ (1988); руководитель Экспертного совета по социальным наукам Российского гуманитарного научного фонда (1985); главный редактор журнала Президиума РАН "Вопросы философии" с 1987 г.; автор более 300 опубликованных научных работ, в т. ч. книг: "Проблемы субъекта и объекта в классической и современной философии", "Субъект, объект, познание", "Материалистическая диалектика" и др.; награжден орденом "Знак Почета", медалями; женат, имеет дочь; увлекается собиранием книг.