Лелевель Иоахим

— историк, профессор Варшавского и Виленского университетов, деятель революции 1830—31 гг.; род. 22 марта 1786 г. в Варшаве, ум. 29 мая 1861 г. в Париже.

Предки его были родом из Пруссии.

Прадед Иоахима Лелевеля пришел в Польшу при Августе II, дед его был магистром философии в Варшавском университете и доктором медицины.

Родители Иоахима Лелевеля были бедны. На 10 году жизни маленький Лелевель получил в подарок от одного знакомого арифметику, грамматику, географию и маленькую энциклопедию, и с этого началось его учение.

В 1801 г. он был помещен в конвикт ксендзов-пияров, где особенное внимание обращалось на изучение древних языков.

К классическим языкам Лелевель однако не имел влечения, но успехами своими в географии и истории быстро выдвинулся.

По окончании коллегиума он поступил в 1804 г. в Виленский университет и окончил в нем курс в 1809 г. После непродолжительной педагогической частной деятельности он поступил в министерство внутренних дел герцогства Варшавского, но вскоре оставил службу, которая не удовлетворяла его, и, удалившись в имение отца, продолжал занятия по истории и написал здесь несколько мелких сочинений.

В 1814 г. И. Лелевель был назначен экстраординарным профессором Виленского университета по кафедре истории и оставался здесь до 1818 г., когда был приглашен в Варшавский университет, в качестве ординарного профессора на кафедру библиографии и место хранителя университетской библиотеки; вскоре ему поручено было чтение специального курса по истории.

Лелевель начал чтение курса по истории XVI и XVII веков; когда в 1821 г. в Виленском университете освободилась кафедра истории и был объявлен конкурс на занятие ее, Лелевель представил рассуждение для занятия кафедры на тему: "История, ее объем, ее отношение к другим отраслям знания и способ наилучшего преподавания и объяснения ее в университетах" и был назначен профессором истории, но не мог занять кафедры, так как не имел докторской степени; тогда Краковский университет прислал Лелевелю диплом на звание доктора, и затруднение было устранено.

В январе 1822 г. Лелевель начал с огромным успехом свои чтения.

В это время в Польше подготавливалась революция.

В Вильне в 1823 г. было много тайных политических кружков.

Лелевель не принимал в них активного участия, но в лекциях своих высказывал революционные взгляды; когда произведены были в 1824 г. в Вильне многочисленные аресты, Лелевелю тоже, в числе других профессоров, было приказано покинуть Вильну.

Он удалился в Варшаву.

Когда разразилась революция, Лелевель находился в имении отца (который скончался как раз в это время), но по возвращении в Варшаву он вошел в число членов исполнительного комитета и сделался членом и президентом Патриотического клуба, затем был членом временного правительства и министром народного просвещения. 20 декабря 1830 г. он редактировал манифест польского народа, адресованный другим державам.

Затем, по приказанию диктатора, 11 января 1831 г. он был арестован, но вскоре освобожден; когда диктатор был заменен высшим национальным народным правительством, Лелевель был кандидатом некоторых партий на место его президента, но не прошел.

Когда 15 августа было убито несколько лиц, подозреваемых в измене, подозрение в организации этого убийства пало на Лелевеля, но не оправдалось.

Вообще Лелевель являлся представителем радикальных взглядов.

После занятия Варшавы русскими войсками он бежал, но продолжал свою революционную деятельность, был членом тайного временного комитета, а затем и президентом постоянного Польского национального комитета, носившегося с мыслью о восстановлении независимости Польши и учреждения в Польше республики.

Изгнанный в 1832 г. из Франции, Лелевель прожил почти до самой кончины в Брюсселе, в самой скромной обстановке.

Заслуги Лелевеля весьма важны в польской историографии.

Он явился первым ученым, который применял к польской истории приемы школы историко-критического направления и первый изучал вопросы социального быта. В своей Consideration он высказывал свои взгляды на историю Польши.

Основою славянского быта Польши, по его мнению, являлось общинное начало.

В первом периоде истории это начало осуществлялось во всей силе; затем с принятием христианства общинное начало слабеет в пользу усиления самодержавия; со смертью Болеслава Кривоустого самодержавие сменяется аристократией, общинное начало и соединенные с ним равенство и братство уничтожаются; аристократию ослабил Владислав Локетек, и с ним водворилось шляхетское общинное начало; с ослаблением же последнего ослабел и весь государственный строй Польши, а затем пала и ее независимость.

Лелевель первый из польских историков обратил должное внимание на изучение исторических памятников, географии и вспомогательных наук истории; заслуги Лелевеля в исторической географии весьма ценны; он работал и в области нумизматики, открыл много средневековых монет и описал их; работал он и по вопросам дипломатии.

Главные труды Лелевеля: "Historika" (Wilno, 1815 г.), "Karamzina introdukcyi rozbior" (1830 г.), "Panowanie Stanyslawa Augusta" (1818 г.), "Ostatnie Jata panowania Zygmunta Augusta" (1821 г.), "Polska wiek?w srednich" (1846 г., 2 т. 1855—1859 г.). Собрание статей Лелевеля издано Жупонским в 20 томах под названием: "Polskie dzieje i rzeczy jej" (Poznan, 1854—1868 г.). Из сочинений Лелевеля, касающихся истории географии, укажем: "Pisma pomniejsze geograficzne historiczne" (1814 г.) и "Rozbior geografii starozytniej". Хорошее исследование он оставил по нумизматике "Numismatique de moyen age" (с атласом, 1835 г.). Некоторые из сочинений Лелевеля, как-то: "Польша и Испания", "Краткие очерки из истории польского народа", "Памятники языка в Польше и Мазовии в XIII, XIV и XV вв." и другие, переведены на русский язык. L. S. Sawaszkiewicz, "Notice sur la vie I. Lelewel", Bruxelles, 1862. — L. Chodzko, "Notice biographique sur Ioachime Lelewel", Paris, 1834 г. — I. Lelewel, "Przygody w poszukiwaniach і badaniu rzeczy narodowych polskich", Poznan, 1858 г. (автобиография). — Korzon, "Poglad na dziatalnosci naukowe I. Lelewela", Kwart. Historzcz., 1897. — Kaliczkowski, "Zarys dziej?w literatury polskiej". — "Korespondencyja I. Lelewela z Karolem Sienkiewiczem", Poznan, 1872. — Semienski, "Portrety literarskie", 1865 г., т. I, Poznan. — Пыпин и Спасович, "История славянских литератур". — Берг, "Записки". — "Encyklop. Powszechna", т. 16, стр. 836—843. {Половцов} Лелевель, Иоахим — известный польский историк и политический деятель (1786—1861). Состоя в 1831 г. членом временного революционного правительства, в котором представлял крайнее крыло, Л. считал совместимым со своими демократическими воззрениями проповедовать вражду к евреям.

Даже после подавления восстания, когда среди эмигрантов в Париже; один молодой офицер, Бениовский, предложил эмигрантам протянуть евреям руку, так как они еще более угнетены, чем поляки.

Л. выступил противником такого акта. Позже Л. изменил свой взгляд и написал манифест "к народу израильскому", где сравнивал судьбу евреев с судьбой поляков; в сильных красках он обрисовал тяжелое положение евреев под скипетром держав, поработивших Польшу. "Природа человеческая, — восклицает Л., — возмущается при одной мысли о разгромах, которым вы подвергались". Переходя к событиям революции 1830 и 31 гг. и участию евреев в польской армии, Л. говорит, что "те же препятствия, которые парализовали развитие народных сил, помешали также и улучшению вашей участи", Л. призывал евреев соединиться с поляками, когда они восстанут: "Евреи завоюют себе права; если же они будут настаивать на возвращении в Палестину, поляки помогут им осуществить это желание" (манифест был выпущен 3 ноября 1832 г. и подписан председателем Народного Комитета Л. и всеми его членами; полный текст манифеста приведен в книге Голлендерского ("Les Israelites de Pologne", 1846, стр. 117—31). Ha склоне лет Л. выступил защитником евреев по случаю появления антисемитской статьи в "Gazeta Warszawska" (4 авг. 1859) брошюрой "Sprawa zydowska w r. 1859 w liscie do Ludw. Merzbacha przez Joachima Lelewela rozwazana" (Позн., 1860). Как географ, Л. заинтересовался описанием путешествий Вениамина Тудельского; вместе с Э. Кармоли он написал "Notice historique sur Benjamin de Tudele" (Брюссель, 1852; также в IV т. Lelewel, Geographie du moyen age). — Ср.: Philippson, Neueste Gesch. d. jud. Volkes, I, 236; С. Мстиславская, "Евреи в польск. восстании 1831 г.", "Евр. стар.", 1910, 241 и сл. М. В. {Евр. энц.}