Левицкая Полина Сергеевна

(по мужу Гирс; наст. имя Прасковья) [13(25).5.1847 (в нек-рых источ. 4(16).10.1852], Петербург — ?] — арт. оперы (сопрано), камерная певица и педагог.

Жена советника МИД А. К. Гирса. Род. в семье известного фотографа.

С детских лет проявила необыкновенные муз. способности.

Обучалась в Париже пению и игре на фчп., в 1866—68 — пению в Петерб. конс. (кл. Г. Ниссен-Саломан), в 1868—69 совершенствовалась в вокальном искусстве в Париже у П. Вартеля.

С 1867 принимала участие в концертах РМО п/у Н. Рубинштейна.

В 1869 дебютировала на сцене Лондон. т-ра "Друри-Лейн". В 1870— 89 (с перерывами) солистка петерб.

Мариинско-го т-ра (дебютировала в партиях Маргариты — "Фауст" и Церлины — "Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"). Обладала не сильным, но ровным и гибким во всех регистрах голосом нежного тембра и обширного диапазона (легко брала до 3-й октавы).

Исполнительский стиль сформировался под воздействием франц. вокальной и сцен. культуры; роли в произв. зарубеж. композиторов были ей наиболее близки. 1-я исп. партий: Алисы ("Гарольд"), Беппины ("Корделия"), Нисетты ("Жуан"); на рус. сцене — Эмилии ("Отелло" Дж. Верди), Пуссеры ("Манон"). Лучшие партии: Горислава;

Церлина ("Дон Жуан" и "Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Маргарита ("Фауст"), Паж Урбан, Маргарита Валуа, Виолетта.

Оценивая успех певицы в партии Виолетты, Г. Ларош писал, что она в Петербурге "делает... такой фурор, какой в Москве три года назад производила Арто"*. Др. критики сравнивали ее с А. Патти. Партия Маргариты Валуа, писал Ларош, "легкая, блестящая, благозвучная и лишенная пафоса и драматизма, была ей более по силам, нежели другие, в к-рых я ее до сих пор видел"*. Партнеры: М. Д. Васильев, Ф. Комиссар-жевский, Е. Лавровская, Э. Павловская, О. Петров, Ф. Стравинский, Н. Фигнер, А. Чернов.

Пела п/у К. Кучера, Э. Направника, А. Рубинштейна.

Выступала в концертах с исп. романсов М. Балакирева, А. Рубинштейна и др., а также в симф. концертах п/у Э. Направника.

Преподавала в Петерб. конс. (в 1876— 80 проф.). Среди ее учениц — В. Комарова.

Нек-рые архив. материалы Л. — в ЦГАЛИ, ф. 892. Лит.: Прасковья Сергеевна Левицкая // Всемирная иллюстрация. 1870. № 75. С 407; П. С. Левицкая // Иллюстративная неделя. 1873. № 5. С. 777—778; Ларош Г. А.* Избранные статьи. — Л., 1976. Вып. 3. С. 71, 72, 80; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1857—1872. — Л., 1971. С. 174— 176.