Лезгина Марина Львовна

(р. 10.07.1946) — спец. в обл. филос. и методологии науки; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Констанца (Румыния).

В 1970 закончила филос. ф-т ЛГУ и асп. по кафедре филос. (1973) Ле-нингр. электротехн. ин-та (ЛЭТИ). С 1973 асс. кафедры филос. Инж.-строит, ин-та (ЛИСИ), а с 1977 доц. такой же кафедры ЛЭТИ. С 1986 по наст. вр. работает на кафедре филос. РГПУ им. А.И.Герцена, доц. (1986), проф. (1991). Докт. дисс. "Детерминация прогнозирования как особого типа научного поиска" (1990). Разрабатывает методол. основы науч.-поисковой деятельности; исследует науч. знание как целокуп-ную систему, развивает филос. прогнозирования, филос. педагогики.

Науч. поиск определяет как преодоление науч. неопределенности, как выработку нового знания и преобразования под его воздействием системы накопленных знаний.

Выделяет психол., эмпирич. информац.-теор. и нормативно-ценностные детерминации всякого науч. поиска.

Истолковывает прогноз как форму организации знания и как вид науч. творч., к-рому присущи естественно-науч., матем., соц.-ист. и мировоззренч. детерминация.

Вводит в науч. обиход понятие пед. идеи, к-рая приобретает две формы своего воплощения — теор., абстрактно-понятийную, и практич., функционирующую в живом опыте обучения и воспитания.

Обе формы, взаимодополняя друг друга, взятые порознь, перестают быть адекватными развитию воплощаемой ими идеи. Эта идея существует и развивается как бы вне их, в попперовском "третьем мире" — в мире объективного содержания мышления.

Пед. идея функционирует как скрытое знание.

Методологически она играет роль важнейшего когнитивного стандарта.

Соч.: Детерминация научного поиска. [В соавт.]. Л., 1978; Социальные, гносеологические и методологические проблемы, технических наук. [В соавт.]. Киев, 1978; Диалектика истины в научном познании // Материалистическая диалектика.

В 5 т. Т. 2. Субъективная диалектика.

М., 1982; Детерминация прогнозирования.

Л., 1983; Сознание как категория материалистической диалектики. [В соавт.]. Л., 1989; Философия педагогики — теоретический базис образования // В. Северо-Западного отделения РАО. Вып.1. СПб., 1996; Развертывание педагогической идеи как реализация рациональности // Научная рациональность и структура повседневности.

СПб., 2000; Воспитание ненасильственного отношения к миру, к людям и к себе. [В соавт.] СПб., 2000; Мир в меняющемся мире // Педагогика ненасилия в контексте проблем изменяющегося мира. СПб., 2000.