Лисенко Николай Витальевич

— композитор, род. 10 марта 1842 в дер. Гриньках, Кременчугского уезда; сын помещика, вырос в деревне, где навсегда зародилась в нем любовь к народной малороссийской песни. В 1860 Л. поступил в харьковский университет, а через год в киевский, по естественному факультету.

Здесь украинофильские симпатии его еще более окрепли, он стал записывать народные песни и сказания (между прочим от Вересая, см.). Окончив университет (1864), Л. был два года мировым посредником в Киевской губ., но затем решил посвятить себя музыке, которою занимался еще будучи в харьковской гимназии под руководством Дмитриева и Вильчека (фп.). В 1866—68 Л. учился в лейпцигской консерватории у Рейнеке (композиция и фп.), Паперитца (орган), Рихтера (теория) и др. В 1868 Л. поселился в качестве учителя музыки в Киеве, где с тех пор и живет постоянно, за исключением двухлетнего перерыва 1874—76, когда изучал у Римского-Корсакова в СПб. оркестровку.

Одно время Л. преподавал в киевском музык. училище, затем в институте благородных девиц, где состоял инспектором музыки до 1895. До последнего времени Л. ежегодно давал в Киеве большие концерты, с участием солистов, хоров, а иногда и оркестра, в которых значительное место отводилось малороссийским песням.

Первое сочинение Л. "Заповит" (тенор и муж. хор, слова Шевченко) написано в Лейпциге, 1867. Там же в 1868 издан первый "Збирнык украинских писень" ("Сборник народных малороссийских песен") Л.; второй выпуск вышел в 1873, 3-й 1879, 4-й 1886 (все в Лейпциге), 5-й 1892, 6-й 1895 (Москва).

В каждом выпуске по 40 песен с фортепианным аккомпанементом.

Л. издал также 8 выпусков (по 10 №№) переложений малороссийских песен для хора (муж. и смешан.). В 1875 вышли "Молодощи" (сборник хороводов, веснянок и детских песен), в 1895 — несколько выпусков ("винков") обрядовых песен для смешанного хора. Кроме того, Л. написаны: А. Для сцены: "Черноморци" (оперетта в 5 д.), "Риздвяна нич" ("Ночь перед Рождеством", по Гоголю; опера в 4 д., в Киеве не имела успеха, в Харькове 1883 имела), "Утоплена" (по "Майской ночи" Гоголя; опера в 3 д.); "Зима и Весна" ("фантастические картины"), "Тарас Бульба" опера в 5 д. (1890); "Сапфо" (опера в 2 д.). Первые 3 шли в Киеве, Харькове, Одессе и др.; вторая также во многих городах Галиции.

Детские оперы Л.: "Коза-дереза" (1888; Одесса, галицийские города); "Пан Коцькый" (Кот), 1891. В. Для пения с оркестром: две кантаты ("Бьют пороги" Шевченко), а также песни и хоры ("Гамалей", "Гус" и др.). С. Романсы: на слова Шевченко (около 70, под заглавием "Музыка до Кобзаря Шевченка"), Гейне (8), Ив. Франка и др. D. Для фп.; около 40 пьес, частью на малороссийские темы. Все вокальные сочинения Л. написаны на малороссийский текст. Кроме того, Л. автор брошюры (1874) "Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполненных кобзарем О. Вересаем". Здесь Л. находит, между прочим, что малороссийская песня во многом отличается от великорусской: в ней нередок хроматизм, она отличается симметрией общего построения, причем ритм в одной и той же песне меняется очень редко; мелизмы ее носят особый характер.

Этих взглядов держался Л. и во всех своих переложениях и обработках малороссийских песен, не всегда оригинальных и свежих, но имеющих, во всяком случае, важное музыкально-этнографическое значение.

В собственных композициях Л. лучшими страницами являются те, которые основаны на народных темах. См. "Н. В. Лисенко" К. Н. ("Рус. Муз. Газ.", 1899, №№ 17—18). {Риман}