Любатович Татьяна Спиридоновна

Любатович Татьяна Спиридоновна [1(13). 1.1859, Саран, уезд Пензен. губ. — 19.8 (в нек-рых источ. 11.5).1932, Москва] — арт. оперы (меццо-сопрано и контральто), педагог.

Сестра К. С. Винтер.

Род. в семье инженера, с детских лет жила в Москве.

В 11 лет поступила в Моск. конс. (кл. ф-п. Л. Лангер; в 1878—83 обучалась пению в кл. М. Милорадович; сцен. мастерство изучала под рук. И. Самарина).

Постоянно совершенствовала вокальное мастерство в Италии у Della-Valle (1886), затем у М. Петца и Галетти, в Париже у Д. Арто (под ее рук. подготовила партию Далилы) и Бертрами.

В 1883 дебютировала в партии Зибеля на оперной сцене в Харькове (антр. М. Медведева).

Впоследствии св. 20 лет выступала в частных оперных антр.: в Одессе (1884—85, 1887, 1890, 1893— 94, 1896—97, 1901—02), Киеве (1888, 1892—93, 1900, 1903), Тифлисе (1889, 1890—91, 1899; Итал. опера, 1902), Москве (Частная рус. опера С. Мамонтова, 1885—87, 1890, 1895, 1896, 1898, Моск. частная опера, 1899—1900, 1900—01), Петербурге (Итал. опера, сезон 1889/90; Т-р консерватории, 1894—95; Панаевский т-р, 1897—98), Харькове (1886 и лето 1887), Варшаве, Екатеринбурге (окт. 1894), Н. Новгороде (летом 1895, 1896, 1899), в Крыму (летом 1898, с А. Секар-Рожанским, Ф. Шаляпиным, аккомпанировал С. Рахманинов).

В 1905—06 организовала оперную труппу, с к-рой гастролировала в Орле, Тамбове, Курске, Воронеже, Н. Новгороде, Риге, Пскове, Смоленске, Витебске.

С большим успехом выступала за границей: в Лондоне (летний сезон 1886, весенний сезон 1889, 1892/93, Итал. Королевская опера, т-р "Ковент-Гарден"), Флоренции (т-р "Пальяно", 1888—89), в Испании (Валенсия, т-р "Принчипале", 1891/92; Бильбао, т-р им. Гайярре, 1895); в Италии (г. Комо, 1895—96), в Париже (осень 1894, в "Жизни за царя" на франц. яз.). Обладала звонким голосом с чистыми грудными нотами.

Исп. отличалось задушевностью, искренностью и драм. темпераментом.

Партии готовила под рук. С. Мамонтова. 1-я исп. партий: Искры ("Алая роза", 2-я ред.); в Одессе — Ольги ("Евгений Онегин"); в Москве — Леля ("Снегурочка"), Лауры ("Каменный гость", осн. ред.), Кармен ("Кармен"), Лауры ("Джоконда"), Далилы ("Самсон и Далила"); в Н. Новгороде — Миньон ("Миньон"), Далилы ("Самсон и Далила"); на рус. сцене — Гензель ("Гензель и Гретель"), Малики ("Лакме"). Лучшие партии: Миньон, Амнерис, Азучена, Ортруда.

Др. партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. Глинки), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Груня ("Вражья сила"), Рогнеда ("Рогнеда"), Ганна ("Майская ночь"), Хозяйка корчмы, Любовь;

Королева ("Гамлет"), Паж Урбан. Партнеры: Х.-С. Гайяр, Ж. Девойод, Н. Забела-Врубель, В. Зарудная, П. Оленин, И. Тартаков, А. Секар-Рожанский, Н. Салина, Ф. Шаляпин.

Пела п/у Э. Бевиньяни, В. Зеленого, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, И. Труффи, М. Эрдмансдерфера.

В 1898—99 совершила конц. турне по Уралу и Зап. Сибири.

В 1906—07 концертировала в Риге, Пскове, Митаве, Либаве.

В имении Л. Путятино (Владимир. губ.) бывали М. Врубель, К. Коровин, С. Мамонтов, С. Рахманинов, В. Серов, Ф. Шаляпин; здесь летом 1898 готовилась к постановке опера "Борис Годунов" (при участии С. Рахманинова).

Имеются портреты Л.: в роли Кармен (1890-е гг., акварель) и в роли Гензеля вместе с Забелой-Врубель в роли Гретель (1896) худож. М. Врубеля — в ГРМ; два портрета худож. К. Коровина (1882, ок. 1886) — в ГТГ, ГРМ; портрет худож. М. Нестерова.

Оставив оперную сцену в 1910, занималась пед. деят-стью. После 1917 преподавала в Муз. секции "Дома им. В. Поленова" (Москва).

Соч.: Автобиография;

Краткое изложение моего метода пения (машинопись, 1929). — в ГЦММК, ф. 151, ед. хр. 15—16; Сведения о происхождении музыкально-артистической деятельности артистки Русской оперы Татьяны Спири-доновны Любатович (машинопись). — Там же, ф. 286, ед. хр. 155. Лит.: Копшицеp М. Савва Мамонтов. — М., 1972. С. 96, 206; Воспоминания о Рахманинове / Сост., ред., коммент. и предисл.

З. Апетян. — М., 1974. Т. 2. С. 20—23; Россихина В. П. Оперный театр С. Мамонтова. — М., 1985.

По словам Миллера, ассоциация будет использовать результаты исследования для того сыграть в sweet bonanza, чтобы доказать законодателям свою позицию в пользу целей игорного бизнеса, включая борьбу правительства с нелицензированными игорными операциями.