Лощилин Александр Николаевич

(р. 14.04.1947) — спец. в обл. онтологии и теории познания; д-р философ, наук, проф. Род. в дер.Абрамцево Балаши-хинского р-на Моск. обл. Окончил философ, ф-т МГУ (1976), асп. МИФИ (1982). Работал на каф. филос. Моск. гос. лингвистич. ун-та (ст. преп., доц., затем — проф. — по наст. вр.); с 1984 по 1992 — ученый секретарь секции "Теории и методологии творчества" при Президиуме Филос. об-ва СССР. Науч. интересы Л. сосредоточены в обл. теор. и методол. проблем творч. деятельности, иссл. общей структуры человеч. деятельности, сущностных сил субъекта творч. деятельности, путей и способов формирования и развития творч. способностей в пед. деятельности.

Внес вклад в разработку общей теории творч. и конкретизацию ряда категорий, характеризующих процесс творч. Согласно Л., общая теория творч. м.б. разработана только при максимальном использовании методол. и эвристического потенциала принципов и категориального аппарата филос. на основе деятельностного подхода.

Это позволяет выделить методол. принципы иссл. и обобщить данные частных наук (психол., педагогики, патентоведения и др.) по проблеме творч. Творч. деятельность рассматривается как субъектно-объектное отношение.

Творч. деятельность субъекта основана на реализации его сущностных сил, она проходит ряд этапов (проблема—цель—средства) и завершается получением продукта, его потреблением, что и является результатом творч. процесса.

Анализ специфики получения продукта, его потребление и результат творч. позволяют выделить общую типологию творч. деятельности и об-ва в целом и проявление "дурной креативности", к-рое по формальным характеристикам подобно творч., но направлено во вред человеку (криминальная деятельность, разработка вооружений и др.). В пед. деятельности необходимо развивать у обучаемых оптимистическое мировоззренч., родовую потребность к творч., умение творить, созидать материальные и дух. ценности.

Соч.: Проблемный метод обучения и формирование творческих способностей // Комплексная система организации учебной и воспитательной работы в инженерном вузе. [В соавт.]. М., 1982; Сущностные характеристики творчества // Методологические проблемы научно-технического творчества.

Рига, 1988; Азбука творчества.

Краткий терминологический словарь по научно-техническому творчеству. [В соавт.]. Тюмень, 1989; Сущностные силы человека и гуманизм // Гуманизм: утраченный идеал или действительность? М., 1989; Историческое становление и развитие сущностных сил человека в деятельности // Историзм и творчество.

Ч.1. М., 1990; Субъектно-объектное отношение в структуре деятельности // Проблемы повышения созидательной активности.

Калининград, 1990; Соотношение продукта и результата творческой деятельности // Новое понимание философии: проблемы и перспективы.

М., 1993; Социальная природа философского знания // Актуальные проблемы социальной философии.

М., 1998; Онтологический, гносеологический и темпоральный статус вероятностного знания // Там же; Философские основания теории творчества.

М., 1998.