Майронис

(И. Мачюлис) [1862—] — один из крупнейших литовских поэтов периода так наз. "национального подъема". Сын арендатора имения, воспитывался в дворянской среде, полной старых дворянских традиций и преданий о былом могуществе литовского дворянства.

Окончив гимназию, М. поступает в Киевский университет, который скоро бросает и переходит в католическую духовную академию (в Петербурге).

В последние годы — ректор Ковенской духовной семинарии и один из виднейших столпов католического духовенства в Литве. Поэтическая деятельность М. началась очень рано. Первые его стихотворения, написанные на польском яз., которым он владеет в совершенстве, носят романтический характер и выражают настроения дворянства в период его упадка.

Тесно соприкасаясь в то же время с крупным литовским кулачеством, переживающим в годы после падения крепостного права сильный подъем, М. в дальнейшем становится певцом этого буржуазного национального подъема, сохраняя вместе с тем и ряд дворянско-романтических черт. Во всем его творчестве новая буржуазно-националистическая идеология выступает в форме старых традиций дворянского романтизма.

М. становится идеологом ополяченного литовского дворянства, заключившего тесный союз с поднимающимся литовским кулачеством и его интеллигенцией.

К более ранним [1888] произведениям М. на литовском яз. относится поэма "Lietuva" (Литва), которая представляет собой идеализацию феодального прошлого Литвы эпохи ее могущества и призыв к новому подъему.

Но М. не видит реальной силы, могущей вернуть стране былую мощь, и все его творчество овеяно печалью и грустью.

Основная надежда — это бог и религия.

Таким образом поэзия М., несмотря на проповедь национального подъема, носит глубоко реакционный характер — зовет к возврату прошлого.

Следующий сборник лирических стихотворении M. "Pavasario-balsai" проникнут теми же национально-романтическими мотивами прославления "народа" (под этим "народом" мыслятся прежде всего верхние слои деревни — кулачество).

Задача дворянства ему помогать.

К 90-м гг. относится также первое драматическое произведение Майрониca "Kur isganymas" (Где спасение), направленное против более прогрессивной части интеллигенции.

Драма эта призывает к смирению и упованию на бога и религию.

К этому периоду относится и наиболее характерная для Майрониса поэма "Tarp skausmu j garbe", переименованная после в "Jaunoji Lietuva" (Молодая Литва). Основная идея этого произведения — идея союза дворянства и реакционного кулачества на почве капиталистического переустройства сельского хозяйства и создания буржуазно-дворянской национальной культуры.

Здесь писатель с одинаковой любовью и мастерством изображает как старые дворянские гнезда и их жителей, так и кулацкие хутора и вышедшую оттуда буржуазно-националистическую интеллигенцию.

На революционное движение начала XX века [1905] и социалистические увлечения части литовской интеллигенции М. откликнулся злой саркастической поэмой "Reseinu Magde", в которой высмеивает увлечения "Дарвинами и Марксами". Социалистическим отщепенцам и "космополитам" противопоставляются степенные консервативные национальные деятели.

Проблема союза и сращивания старого ополяченного дворянства с новым буржуазно-националистическим движением на фоне послереволюционной политики мелких дел, культурничества, примирения с русским абсолютизмом после "дарования" "свободы" литовской печати и т. д., стоит в центре его поэмы "Musu vargai". После кратковременного существования литовской советской республики и победы буржуазно-помещичьей контрреволюции М. всецело переходит к романтическим сюжетам из феодального средневековья Литвы. В этом плане написаны все произведения М. этого периода — его драматическая трилогия: "Kestucio mirtis", "Vytautas pas Krizsnocuis" и недавно опубликованная (в связи с 500-летием со дня смерти великого князя Витовта) драма "Vytautas". В условиях "независимой" республики Литвы эти произведения, прославляющие монархизм, к которому склонны значительные буржуазно-помещичьи круги современных литовских национал-фашистов, носят грубо-реакционный характер.

М. был создателем так называемого "национального романтизма" в литовской литературе, который господствовал на всем протяжении конца XIX и начала XX веков, в значительной степени не изжитого и в настоящее время и сыгравшего крупную роль в деле сплочения литовской буржуазии, некоторой части дворянства и интеллигенции под лозунгами буржуазного национализма.

Майронис занимался и публицистикой национально-религиозного характера, написал историю Литвы с той же романтической апологетикой княжеского прошлого, крайне идеалистические очерки по мировой литературе, а также ряд произведений чисто религиозного характера.

Из более поздних его вещей на польском языке нужно отметить поэму "Z nad Biruty". Библиография: II. Литература о Майронисе на литовском языке очень богата.

Наиболее полной является книга: Тumas J., Jonas Maironis — Maciulis, Ковно, 1924. Сочинения Майрониса кроме множества отдельных изданий вышли в 6 томах собрания сочинений.

Б. Пранскус. {Лит. энц.}