Майзель Илия Хаим

— старейший русский раввин и выдающийся общественный деятель, род. в Городке (Виленской губ.) в 1821 году в родовитой и богатой семье. Уже в юном возрасте Майзель отличался необыкновенными способностями и обнаружил обширные познания в талмудической письменности и рано получил звание раввина (?????). Не чувствуя особого призвания к этой деятельности, М., однако, по настоянию р. Исаака Воложинского занял на 19-м году жизни раввинский пост в своем родном городе.

В это время М. принял деятельное участие в заседавшем тогда в Минске съезде раввинов и общественных деятелей.

С 1853 г. М. занимал пост раввина в Деречине (Гродненской губ.). В 1861 г. М. переехал в Пружаны (Гродненской губ.), где состоял раввином 6 лет. Во время свирепствовавшей там холерной эпидемии он соорудил образцовую больницу и проявил самоотверженную деятельность в борьбе с эпидемией.

В 1867 г. М. стал раввином в Ломже, где приобрел уважение и среди хасидов.

Здесь М., между прочим, обратил внимание администрации на то, что с еврейского населения сравнительно с его численностью требуется большее число солдат, чем с остального.

Благодаря его представлениям в следующем году контингент призывных евреев был уменьшен на 500 человек.

В 1873 г. М. был избран раввином в Лодзи, где состоит и поныне (1911 г.). В Лодзи М. принимает деятельное участие во всех общественных и благотворительных начинаниях; основал талмуд-тору, где по его указаниям стали преподавать Талмуд без пилпула, что вызвало в первое время нарекания со стороны отсталых евреев.

М. участвовал в съездах общественных деятелей в 1880—81 годах. Деятельность свою М. направил также на поднятие экономического положения еврейских рабочих.

Когда лодзинские фабрики ввели машины, еврейские рабочие были вытеснены и заменены христианскими.

М. на свои средства устроил фабрику, чтобы дать занятие безработным евреям-рабочим, но, не находя поддержки со стороны фабрикантов, эта попытка не имела успеха.

О широких планах М. в общественной работе свидетельствует его проект учреждения колонизационного общества для покупки земли у помещиков-евреев в Польше и устройства земледельческих колоний.

Подрастающее поколение, воспитанное на земледелии, должно было, по мысли М., переселяться в Палестину при помощи этого общества и там заниматься земледелием.

Этот план имел много приверженцев, но благодаря противодействию со стороны видных палестинофильских деятелей остался в области мечтаний.

М. пользуется большой популярностью среди всех евреев в России. — Ср. B. Eisenstadt, ??????? ????? ???, 1900, 28 и след. {Евр. энц.}