Макарий Булгаков

(в миру Михаил Петрович; 1816—1882) — знаменитый русский богослов и церковный историк, сын сельского священника Новооскольского у. Курской губ.; учился в Курской семинарии и Киевской духовной акд., в последний год студенчества принял монашество и был назначен на вновь открытую в Киевской акд. кафедру русской церковной и гражданской истории.

Ни той, ни другой из этих наук М. не слушал ни в семинарии, ни в акд., так как тогда их вовсе не было в составе курсов этих учебных заведений.

Тем не менее молодой бакалавр, много работавший и читавший, оказался вполне на высоте своих обязанностей.

В лекциях своих по русской истории М., по рассказу одного из его слушателей, доказывал, между прочим, непричастность Бориса Годунова к убиению царевича Дмитрия, что, как известно, допускали после него и другие ученые.

В 1842 г. он был перемещен в СПб. дух. акд. на кафедру богословских наук. К этому предмету он был подготовлен наилучшим образом, так как имел в нем наставниками Иннокентия (Борисова) и Димитрия (Муретова), признаваемых доселе лучшими профессорами богословия в России.

В продолжение первого года своей службы в СПб. М. напечатал "Догматическое учение св. Димитрия Ростовского" (в "Христианском чтении") и еще несколько журнальных статей, а отдельной книгой — магистерское сочинение "История Киевской дух. акд." (СПб., 1843). Последняя составила "событие" в тогдашней русской исторической литературе.

Назначенный инспектором акд. в сане архимандрита М., кроме богословия догматического, преподавал еще "Энциклопедию богословия" или "Богословие основное". В 1847 г. он издал свои лекции по основному богословию под заглавием "Введение в прав. богословие", за которые получил степень доктора богословия.

В 1849 г. появился 1-й том "Богословия догматического". Еще раньше (1846 и 1847) вышли первые тома его "Истории русской церкви", а в 1850 г. он закончил доселе не изданное "Собрание материалов для науки канонического права православной церкви". В 1850 г. М. назначен ректором академии и возведен в сан епископа.

Это не мешало ему продолжать чтение лекций и трудиться над составлением следующих томов "Истории русской церкви" и "Догматического богословия". О последнем сочинении знаменитый Иннокентий, рассматривавший его по поручению Акд. наук, дал самый блестящий отзыв, и с тех пор репутация М. как первого русского богослова установилась навсегда.

Другой знаменитый ученый богослов русской церкви, архиеп.

Никанор, назвал М. не только "великим", но и "беспримерным" богословом.

Тогда же составленный М. краткий учебник догматики для духовных семинарий был издан только в начале восьмидесятых годов. В 1854 г. явилась его "История русского раскола старообрядства", как плод занятий его по должности наставника миссионерского противораскольнического класса, открытого в СПб. акд. В связи с занятиями по составлению "Истории раскола" М. издал два древние Символа Веры по рукописи XIII в. и написал "Монографию о секте странников", в целом виде доселе не напечатанную.

Он занимал должности ответственного редактора журнала "Христианское чтение", члена Главного правления училищ, главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в учебных и воспитательных заведениях всех ведомств; председателя Комитета по изданию книг для народа, исполнял массу поручений Синода и Акд. наук, поместил множество статей в "Христианском чтении" и "Известиях" Акд. наук. В 1854 г. он был избран ординарным академиком Имп. акд. наук и во время пребывания своего в СПб. не пропустил ни одного из заседаний II отделения академии.

Десять из этих заседаний были посвящены слушанию рефератов самого М. В 1857 г. М. назначен был на епархиальную епископскую кафедру в Тамбов, причем СПб. дух. акд. напутствовала его избранием в свои почетные члены. Впоследствии он избран был в члены, почетные или действительные, почти всех ученых обществ археологических, исторических и т. п. В 1859 г. он был перемещен на кафедру харьковскую, в 1860 г. литовскую, а в 1879 г. назначен митрополитом Московским.

Его "Введение в Богословие" (5 изд. 1884) и "Догматическое Богословие" (4 изд. 1883) — труды монументальные, поныне сохраняющие большое значение в смысле систематического изложения богословия, хотя время указало и для богословия необходимость другого метода — исторического.

Еще важнее его тринадцатитомная "История русской церкви" (последний том издан уже после его смерти): это — сочинение, вполне аналогичное с "Историей России" С. М. Соловьева.

Кроме исчисленных сочинений, М. оставил около 200 проповедей, составивших три сборника.

Они посвящены главным образом решению теоретических вопросов догматики и морали, но есть между ними немало прекрасных проповедей публицистических, каковы, напр., некоторые "Слова" на дворянские выборы и проповеди по поводу открытия памятника Пушкину и всероссийской выставки в Москве.

В проповеди на Пушкинском торжестве М. высказал пожелание, "чтобы зрела на Руси здоровая мысль, чтобы развивалось и зрело русское слово, чтобы больше нарождалось в России великих деятелей на всех поприщах проявления духа". К научному и всякому умственному труду М. относился всегда с особенной симпатией и всем труженикам науки всегда оказывал самое энергическое моральное, а часто и материальное содействие, завершившееся пожертвованием в Академию наук всех денег, вырученных от продажи его сочинений, в количестве 120000 руб., на премии за лучшие ученые и учебные сочин. Премии эти, до 5000 руб. в год, назначаются по очереди академией и Синодом за сочинения в первом случае по светским наукам, во втором — по богословским.

Кроме того, он пожертвовал в пользу духовно-учебных заведений свой учебник по догматическому богословию; в 1869 г. им пожертвовано на премии за лучшие сочинения киевской академии 25000 руб., 2000 руб. — на стипендию в литовской семинарии.

См. Ф. Титов, "Макарий Булгаков, митрополит Московский" (Киев, 1895). H. Б—в. {Брокгауз} Макарий Булгаков (Михаил Петрович) — митрополит Московский и Коломенский.

Родился 19 сентября 1816 года в селе Суркове Новооскольского уезда Курской губернии в простой, бедной, но вместе с тем благочестивой семье сельского священника.

Семи лет Михаил лишился отца, мать осталась вдовой с шестью малолетними детьми, поэтому детские годы Михаила проходили среди горькой нужды, бедности и лишений.

Но несмотря на это разумная и благочестивая мать старалась дать своим детям образование.

Первоначальное обучение Михаил проходил в домашней школе своего крестного отца, затем, когда ему исполнилось 9 лет, он был определен в Корочанское приходское духовное училище.

Проучившись здесь два года, он в 1827 году был переведен в Белгородское уездное духовное училище при Курской духовной семинарии.

В первые годы своего обучения и в приходском и в уездном училищах Михаил не отличался никакими особыми дарованиями, был очень болезненным, постоянно страдал золотухой, но в то же время отличался исключительным трудолюбием.

Ко времени учебы Михаила Булгакова в уездном училище относится замечательный случай, предание о котором долго сохранялось в Курской епархии.

Рассказывали, что будущий митрополит как-то готовил уроки, уединившись в дровяном сарае, в то время как рядом мальчики играли в камни. Нечаянно брошенный камень рассек ему голову, произошло кровоизлияние.

Все ожидали, что после этого случая его болезненность усилится.

Но случилось обратное: вместе с заживлением раны у мальчика прошла болезнь.

Тогда открылись у Михаила необычайные способности, и вскоре Михаил стал одним из лучших воспитанников училища.

В 1831 году он блестяще окончил училище и за отличные успехи был переведен в Курскую духовную семинарию.

За шесть лет учебы в духовной семинарии Михаил проявил себя даровитым учеником "благородного и отлично ревностного поведения" (из ведомости о поведении учеников Курской духовной семинарии).

В последние два года учебы в духовной семинарии Михаил Булгаков уже читал лекции на низшем отделении духовной семинарии, обнаруживая при этом такие обширные сведения во всех областях науки, что с успехом мог преподавать любой предмет семинарского курса. В 1837 году он закончил духовную семинарию и продолжил свое образование в Киевской духовной академии.

В академии он воспитывался под влиянием таких выдающихся преподавателей своего времени, как ректор архимандрит Иннокентий (Борисов, † 1857), профессор Я. К. Амфитеатров († 1848), профессор архимандрит Димитрий (Муретов, 11883) и другие.

В течение всего академического курса Михаил занимался усердно, проявляя незаурядные умственные способности.

Его курсовое сочинение "План христианской аскетики" и "История Киевской академии" заслужили высокую оценку такого строгого критика, как Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров, 11857). Михаил Булгаков за свой ум, благородство пользовался уважением как среди студентов, так и среди преподавателей.

В год окончания духовной академии, 22 мая 1840 года, Михаил Булгаков подал прошение о пострижении его в монашество. 15 февраля 1841 года ректором духовной академии архимандритом Иеремией в Свято-Духовской церкви Братского монастыря был совершен чин пострижения М. П. Булгакова в монашество с наречением ему имени Макария, в память Киевского митрополита священномученика Макария († 1497; память 1/14 мая). 25 марта того же года в Киево-Софийском соборе митрополитом Филаретом Макарий был рукоположен во иеродиакона, а 29 июня преосвященным Чигиринским Иеремией (Соловьевым, † 1884) — во иеромонаха.

В июне 1841 года он закончил курс академического образования со степенью магистра и был оставлен при духовной академии преподавателем Русской истории церковной и гражданской.

Лекции иеромонаха Макария по истории Русской Церкви всегда отличались полнотой и стройностью плана, точностью в изложении событий, строгостью выводов и вместе с тем простотою изложения, что всегда вызывало в слушателях глубокий, живой интерес и внимание к его чтению.

Параллельно с преподаванием русской церковной истории иеромонах Макарий читал студентам XII курса духовной академии русскую гражданскую историю, которую он преподавал так же хорошо, как и церковную.

В этой области ему пришлось поработать самостоятельно ввиду того, что указанной дисциплины в годы его обучения в духовной академии не существовало.

Некоторые наиболее интересные его лекции студенты сохранили в памяти на всю свою жизнь. За прекрасные лекции и за необыкновенно благородное обхождение со студентами они платили ему искренним уважением и вниманием, какого не оказывали иным старейшим профессорам.

Таким же уважением Макарий пользовался и среди своих сослуживцев.

В январе 1842 года отец Макарий помимо своей основной деятельности в духовной академии был временно назначен ректором Киево-Подольских духовных училищ.

И с новой своей должностью он прекрасно справился, сочетая в себе выдающиеся умственные дарования с незаурядными способностями благоразумного и аккуратного администратора.

За короткий период своего ректорства (всего 6 месяцев) отец Макарий успел сделать много доброго и полезного для благоустройства духовных училищ в деле укрепления дисциплины, повышения экономического уровня вверенных ему училищ.

Загруженный до предела в духовной академии и в училищах, иеромонах Макарий, однако, находил время заниматься проповедничеством.

Но недолго пришлось ему трудиться в родной академии.

В августе 1842 года он был переведен из Киевской духовной академии в Санкт-Петербургскую.

Этот период имел большое значение для всей последующей жизни Макария.

За 15 лет службы в Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Макарий создал себе репутацию общепризнанного русского богослова и церковного историка.

За этот период раскрылись полностью и принесли добрый плод обществу его необыкновенные дарования.

Поражает также его необыкновенное трудолюбие, развитое им в детстве, и многогранность его деятельности.

В Санкт-Петербургской духовной академии ему была поручена одна из важнейших кафедр — кафедра догматического богословия.

Но кроме профессорской должности в течение пятнадцатилетнего своего служения в Петербургской духовной академии иеромонах Макарий исполнял целый ряд обязанностей.

В 1842—1844 годах он был помощником инспектора.

В 1844 году назначен инспектором и ординарным профессором Санкт-Петербургской духовной академии. 17 декабря 1844 года митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Рафальским, 11848) отец Макарий был возведен в сан архимандрита в Александро-Невской лавре. В должности профессора и инспектора духовной академии он прослужил семь лет (1844—1851), причем инспекторская должность архимандрита Макария имела столь же плодотворные результаты, как и профессорская его служба.

Академическое начальство высоко ценило труды и усердие архимандрита Макария и всегда содействовало продвижению его по службе.

Сам же Макарий, благодаря своему глубокому благоговению, никогда не тщеславился своими успехами, а искренне радовался им, считая их прямым следствием бесконечного милосердия Божия к нему. В 1850 году с переводом бывшего ректора Санкт-Петербургской духовной академии преосвященного Евсевия (Орлинского, 11883) в Самару архимандрит Макарий был определен ректором Санкт-Петербургской духовной академии.

Будучи хорошо знаком со всеми сторонами жизни своей академии, где прослужил уже продолжительное время, архимандрит Макарий принял свое назначение с совершенно спокойным духом и с радостным благодарением Бога. Через год после назначения его ректором духовной академии последовал указ, которым повелевалось ему быть епископом Винницким, викарием Подольской епархии, с оставлением и в должности ректора и назначением настоятелем Шаргородского Свято-Николаевского монастыря. 24 января 1851 года совершилось наречение архимандрита Макария во епископа Винницкого, а 28 января — хиротония.

Хиротонию совершал митрополит Никанор (Клементьевский, 11856). В сане епископа преосвященный Макарий поддерживал заведенные им самим в академии порядки и дисциплину.

Путем ряда благоразумных мер он установил определенный и неизменный порядок студенческой жизни. Студенты не тяготились строгостью порядков, они любили своего начальника.

Со слов самих студентов, "более прямого, честного и откровенного начальника-педагога нельзя было представить.

Никакая лесть, никакое угодничество сверх прямого отношения к делу не были ему доступны". Важное значение в деле воспитания студентов преосвященный Макарий придавал церковному богослужению.

Он принимал все меры к тому, чтобы богослужение в академической церкви сделать как можно более торжественным и по возможности сам старался участвовать в богослужении.

И студенты всегда неленостно посещали церковные службы.

Много уделял внимания епископ Макарий организации и совершенствованию учебного процесса.

Он сам подбирал преподавателей, часто посещал лекции, входил во все стороны студенческой жизни до мельчайших подробностей.

В 1853 году при Петербургской духовной академии по указу Духовного учебного управления было создано специальное отделение по подготовке воспитанников для борьбы с раскольниками.

Программа обучения для этого отделения была разработана ректором духовной академии епископом Макарием.

Одной из постоянных забот епископа Макария по учебной части была его забота о пополнении книгами академической библиотеки и о благоустройстве ее. Много внимания уделял он улучшению материального положения как наставников академии, так и студентов.

Как профессор епископ Макарий преподавал помимо догматического богословия историю Русской Церкви (1847—1849) и историю русского раскола (1853—1857). Независимо от этого он исполнял и другие обязанности, например, члена Комитета для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в духовных семинариях (1842—1850), где принимал самое активное участие; члена Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета (1844— 1848), заслужив репутацию в высшей степени гуманного, беспристрастного и аккуратного цензора; ревизора различных духовных семинарий и училищ (1844—1849); главного редактора журнала "Христианское чтение" (1850—1857); главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в столичных заведениях (1850—1857); члена Главного правления духовных училищ (1856 — 1857); ординарного академика Императорской Академии наук (1854— 1857); председателя Комитета для издания кратких духовно-нравственных книг (1855—1857) и члена временной Петербургской Синодальной конторы (1856). Такова была собственно ректорская и общественная деятельность епископа Макария.

По общему признанию, он во все время своего ректорства управлял академией с редким успехом и великою славою.

Несмотря на такое разнообразие и сложность обязанностей, он находил время и для любимой научной работы.

Петербургский период жизни оказался самым плодотворным и в этой области.

В Санкт-Петербурге им были изданы отдельными книгами десять сочинений, из которых наиболее известны "История Русской Церкви" и "Введение в православное богословие". За последнюю работу отец Макарий 31 октября 1847 года получил степень доктора богословия.

Кроме того, в виде журнальных статей за этот период вышло 14 его сочинений. 1 мая 1857 года после пятнадцати лет службы в Санкт-Петербургской духовной академии преосвященный Макарий был назначен епископом Тамбовским и Шацким; 12 мая он отслужил свою последнюю литургию в академической церкви, сказал прощальное слово своим сотрудникам и студентам и 15 мая отбыл в Тамбов.

Тамбовской епархией епископ Макарий управлял сравнительно недолго, менее двух лет. Главное внимание при этом он обращал на упорядочение консисторского и вообще канцелярского делопроизводства, которое до него здесь было очень сильно запущено, а также на церковное благоустройство и благочиние.

Кроме того, он немало потрудился в Тамбове для сокращения местного раскола и сектантства.

Весьма внимательно следил преосвященный Макарий и за духовными учебными заведениями Тамбовской епархии.

Не прекратил он и своей научной деятельности, продолжая работать над своим сочинением "История Русской Церкви", выступать со статьями в журналах. 18 апреля 1859 года преосвященный Макарий назначен епископом Харьковским и Ахтырским.

Харьковская епархия к моменту его назначения была сравнительно благоустроенной, поэтому епископу Макарию оставалось только поддерживать ее в таком же состоянии.

В первые годы управления епархией преосвященный Макарий много уделял внимания улучшению и совершенствованию делопроизводства в епархии, которое до него было порядком запущено, и добился положительных результатов.

После приведения в порядок епархиального управления одной из главных забот преосвященного Макария было церковное благочиние.

Он строго следил за тем, чтобы богослужение во всей епархии совершалось согласно с церковным уставом и чтобы духовенство неуклонно исполняло все канонические постановления относительно богослужения.

Одновременно он принимал все меры к тому, чтобы церковные службы в его епархии отправлялись благолепно, благоговейно и, по возможности, торжественно.

Заботился преосвященный и о том, чтобы духовенство в его епархии было грамотным и священнические места занимали лица либо с семинарским образованием, либо достигшие церковных познаний путем самообразования.

По его инициативе в Харькове была создана общая церковная библиотека, услугами которой могло пользоваться все харьковское и все приезжающее духовенство, а также и светские лица. Внимательно относился владыка Макарий к нуждам духовенства и их семьям, оказывая им всевозможную помощь.

Среди же паствы своей всячески поддерживал дух религиозного настроения, дух благочестия.

С целью увеличения этого чувства он много уделял внимания благолепию храмов и восстановил в Харьковской епархии несколько крестных ходов, ранее существовавших, но со временем забытых. 8 апреля 1862 года он был возведен в архиепископа; 4 апреля 1865 года был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени, а 16 апреля 1867 года — орденом святого благоверного князя Александра Невского.

В 1867 году при деятельном участии архиепископа Макария был открыт в Харьковской епархии новый мужской монастырь в селе Рясном во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

Важное значение придавал преосвященный Макарий школам в деле христианского просвещения народа.

Он сам следил за направлением преподавания в открытых школах и принимал все меры к утверждению церковного духа в них. Благодаря тем усилиям, которые предпринимал епископ Макарий, число народных училищ в Харьковской епархии увеличилось за время его управления в четыре раза и составляло к началу 1869 года 405 училищ.

Много трудился преосвященный над искоренением в епархии раскола и сектантства, но больших успехов в этой области он не достиг.

Для ближайшего и непосредственного знакомства с пастырской деятельностью епархиального духовенства и с религиозно-нравственным состоянием харьковской паствы преосвященный Макарий в течение года несколько раз путешествовал по епархии, при этом был внимателен ко всему до мельчайших подробностей.

Продолжительность каждой поездки иногда доходила до четырнадцати дней. Харьковская епархия была очень обширная, в ней насчитывалось в 1867 году 777 церквей.

Всю тяжесть управления такой обширной епархией епископ Макарий нес один. И только в 1866 году ему был дан в помощь викарий.

Под неослабным вниманием архиепископа Макария находились учебные заведения Харьковской епархии, к которым относились: духовная семинария, три низших мужских духовных училища (Харьковское, Ахтырское и Купянское) и одно женское училище девиц духовного звания.

Его заботами в указанных школах был водворен порядок.

Большое внимание уделял архиепископ Макарий делу улучшения материального положения воспитателей и воспитанников учебных заведений.

Изыскивая местные источники дохода, он 1 марта 1866 года обратился ко всем церквам своей епархии, призывая их отчислять незначительную часть своих доходов на улучшение благосостояния духовных учебных заведений.

Это обращение не было бесплодным, все церкви откликнулись на его призыв, и намеченные мероприятия по улучшению благосостояния были осуществлены.

Сам преосвященный Макарий ежегодно жертвовал из своих собственных средств по 300 рублей на духовно-учебные заведения.

Вместе с тем владыка Макарий не бросил в Харькове и научно-литературной деятельности.

Он просматривал и дополнял свои прежние труды и писал новые по русской церковной истории, небольшие статьи и исследования.

Преосвященный состоял главным сотрудником журнала "Духовный вестник". Весьма видное место в харьковский период жизни архиепископа Макария составляют его проповеди.

Сохранилось 64 проповеди, произнесенные им в Харькове.

Отличительной особенностью харьковских проповедей является их современность, они как бы давали хронологию важнейших вопросов, выдвигавшихся в этот период обществом.

Важно отметить, что преосвященный Макарий приветствовал отмену крепостного права в 1861 году и введение земских учреждений в 1865 году. В Харькове владыка Макарий выполнял ряд поручений своего высшего духовного начальства, а также и светского.

Так, в 1860 году ему было поручено дать отзыв о работе Комитета по преобразованию духовно-учебных заведений; по поручению Святейшего Синода он рассматривал и давал свои отзывы на сочинения разных авторов; по просьбе Министерства народного образования он давал свой отзыв на проекты уставов для университетов и средних светских учебных заведений.

В личной своей жизни преосвященный Макарий любил уединение, любил наслаждаться природой, поэтому он ежегодно посещал Харьковский Святогорский монастырь, который, кроме своей святости и древности, отличался прекрасным месторасположением.

Отличительными чертами его характера были доброта и ласковость.

Доброта души его проявлялась на деле в виде пожертвований своих средств на школы, на строительство храмов, на библиотеки и другие цели. Но особенно замечательное пожертвование архиепископ Макарий сделал в 1867 году. Все деньги, которые он получил от своих сочинений, он хранил до тех пор, пока не собрал значительную сумму (120 тысяч рублей).

Затем эту сумму положил в Государственное кредитное учреждение навсегда и завещал после его смерти на проценты с этой суммы учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний.

Учитывая заслуги преосвященного Макария, Святейший Синод неоднократно изъявлял признательность ему за разные частные услуги. 20 июля 1868 года архиепископ Макарий был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 8 сентября 1868 года он в последний раз совершал Божественную литургию в Харьковском Покровском монастыре.

В конце литургии он произнес прощальную речь ко всей харьковской пастве, наставляя ее быть твердой и непоколебимой в истинах веры, надежды и любви христианской.

Через два месяца после прибытия в Санкт-Петербург, 23 ноября 1868 года, архиепископ Макарий был назначен совершать погребение почившего Литовского митрополита Иосифа (Семашко, 11868), а 10 декабря 1868 года последовало назначение преосвященного Макария архиепископом Литовским и Виленским.

Эта епархия была сравнительно молодой православной епархией и нуждалась в твердом и опытном руководстве.

При управлении Литовской епархией архиепископ Макарий следовал тем началам, которых он держался раньше в Харькове.

За время управления его этой епархией было построено, отремонтировано и освящено 293 церкви.

В Литве он был не один. Ему помогали викарные епископы.

Сам он по епархии путешествовал теперь редко, в основном в летние месяцы, когда жил в Вильно.

Все остальное время, по званию присутствующего в Святейшем Синоде, он находился в Петербурге.

В период управления Литовской епархией архиепископ Макарий принимал большое участие в делах высшего управления Русской Церковью.

При его участии и иногда под его руководством решались важные вопросы по церковному управлению и благоустройству.

Он возглавлял Комитет по пересмотру действовавшего устава духовной цензуры и Комитет по преобразованию судебной части в духовном ведомстве.

В 1874 и 1875 годах архиепископ Макарий производил обозрение существовавших тогда четырех духовных академий.

Все это требовало много труда и времени.

Он выполнял и ряд других поручений Святейшего Синода, например, исправлял перевод Священного Писания, составлял ответы Святейшего Синода на запросы по важным богословским вопросам, с которыми обращались единоверные нам Церкви Востока.

Несмотря на большую загруженность работой, не прекращал архиепископ Макарий и своего любимого дела — литературной деятельности.

Им были закончены еще три тома его труда по русской церковной истории.

Не оставлял он и своей проповеднической деятельности.

При каждом посещении Вильно он выступал с церковной кафедры с живым словом назидания.

Сохранилось 27 его слов и речей, остальные не были записаны.

Проповеди литовского периода имели направление к уяснению понятия о Православии, существе его, ревности по Православию.

Такова была деятельность литовского периода жизни архиепископа Макария. 8 апреля 1879 года архиепископ Макарий был возведен в сан митрополита Московского.

Вступив на кафедру Московской митрополии, преосвященный Макарий в первую очередь занялся наведением порядка в московских церквах и среди духовенства.

Он потребовал аккуратного ведения всего церковного хозяйства, усиления проповеднической деятельности московского духовенства.

В своих поступках и действиях в отношении духовенства он соблюдал полное беспристрастие и справедливость.

Такое требование постоянного соблюдения справедливости и законности вызывало неудовольствие со стороны некоторых лиц. Но и опять, несмотря на чрезвычайную напряженность и нервозность работы в Московской митрополии, митрополит Макарий продолжал трудиться над своей "Историей Русской Церкви". Здесь были закончены еще три тома его капитального труда, т. е. X, XI и XII, и начат XIII, который закончить ему уже не удалось.

Из этого периода жизни его сохранилось 24 проповеди, которые были напечатаны отдельной книгой.

Таким образом, проследив всю жизнь Московского митрополита Макария, можно сказать, что это был грамотнейший человек своего времени, неутомимый труженик, принесший большую пользу обществу. 20 апреля 1880 года вышел Высочайший указ о причислении почетного архипастыря к ордену святого равноапостольного князя Владимира I степени.

Скончался митрополит Макарий 9 июня 1882 года. Утром в этот день он чувствовал себя нормально, принимал посетителей.

К 12 часам дня ему стало плохо, а в 12 ночи душа его тихо отошла ко Господу.

После кончины тело почившего митрополита Макария было перевезено в кафедральный Чудов монастырь, где состоялось отпевание. 15 июня в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры состоялось его погребение.

Так закончилась замечательная жизнь Московского митрополита Макария.

Труды: История Русской Церкви: 12 т. — СПб., 1857— 1883. Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия. — СПб., 1913. Православно-догматическое богословие: в 2 т. — 5-е изд. — СПб., 1895. Введение в православное богословие. — СПб., 1913. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира, как введение в историю Русской Церкви. — 2-е изд., испр. — СПб., 1868. Слова и речи, Макария, митрополита Московского, произнесенные в 1841 — 1868 гг. в Киеве и Петербурге, в Тамбовской и Харьковской епархиях. — 2-е изд. — СПб., 1891. Слова и речи Макария, бывшего архиепископа Литовского и Виленского, произнесенные в 1869—1878 гг. — СПб., 1880. Слова и речи Макария, митрополита Московского, произнесенные в Московской епархии в 1879—1882 гг. — СПб., 1890. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. — 3-е изд. — СПб., 1889. Литература: Демидов В. Высокопреосвященный Макарий, митрополит Московский и Коломенский.

Его жизнь, деятельность и взгляды на государство, общество, науку и религию. — СПб., 1879. Добромыслов В. П. Макарий Булгаков, митрополит Московский как расколовед: в 2 ч. — Рязань, 1900—1901 // Оттиск из Миссионерского сборника. — 1900, № 3—6; 1901, № 1—6. Извеков Н. Д. Исторический очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии за время 1839—1889 гг. — М., 1899. Извеков Н. Д. О деятельности митрополита Макария по управлению Литовской епархией // Христианское чтение. — СПб., 1898, январь, февраль.

Никанор (Бровкович), архиепископ.

Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. — Одесса, 1913. — Т. 1, с. 253, 268, 269, 322. Титов Ф. И. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. — Киев, 1895. Костров М. 12-й том истории митрополита Макария в полемике с расколом. — 1912. Языков Д. Д. Писатели, умершие в 1882 году // Языков Д. Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 13 вып. — СПб., 1885— 1916. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 21. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1404, 1405,1414,1416. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 326. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1883, с. 455. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 408, 426. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 55—551, 892, 966,1013. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814—1914 г. — М., 1914, с. 122, 168, 196, 327, 438, 483, 488, 538, 542, 559, 564, 565, 580, 585, 591, 629, 636, 640, 643, 705. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 807, 865. Православный собеседник. — Казань, 1902, ноябрь, с. 634. Русский паломник. — 1889, № 17, с. 205, 206. —1904,№15.-с. 262. Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1872, сентябрь, с. 292—293. — 1880, январь, с. 123,126; март, с. 629. — 1881, февраль, с. 340; июнь, с. 205. — 1883, июнь, с. 669—680. — 1886, июнь, с. 686—687. — 1888, ноябрь, с. 547. — 1910, март, с. 665—679; май, с. 404—422; июль, с. 86. Труды Киевской духовной академии. — 1869, сентябрь, с. 349. — 1870, июнь, с. 22. — 1875, январь, с. 143; май, с. 165—169. — 1881, июль, с. 1—2. — 1882, сентябрь, с. 206—207. — 1884, август, с. 168—169. Вестник Европы. — СПб., 1873. — Т. 6, с. 235. Самарские епархиальные ведомости. — 1867, № 11, с. 195. —1868,№19.-с. 417. Христианское чтение. — СПб., 1851. — Кн. 3, с. 257—261. — 1869, 3, с. 486. — 1870, февраль, с. 326—328, 337, 343—344. — 1872, май, с. 184; июнь, с. 207; октябрь, с. 181—275. — 1873, 3—4, с. 597—657. — 1874, июль-сентябрь, с. 497—500. — 1875, июль-декабрь, с. 504. — 1876, ноябрь-декабрь, с. 529. Красный архив. — М., 1922—1941; 1930. — Т. 40, с. 122,124. Исторический вестник. — СПб., 1880, февраль, с. 431—434, 454. — 1882, февраль, с. 386; март, с. 724—725; июль, с. 222. — 1883, февраль, с. 292. — 1884, февраль, с. 342—344; июль, с. 113—114, 205; август, с. 464. — 1885, март, с. 695; декабрь, с. 33. — 1887, декабрь, с. 6. — 1888, январь, с. 256; ноябрь, с. 8. — 1889, август, с. 370. — 1896, февраль, с. 181; май, с. 695; июль, с. 167. — 1900, август, с. 752—753. Известия по Казанской епархии. — 1869, № 1, с. 31—32. — 1870, № 3, с. 71, 72. — 1872, № 5, с. 129. — 1873, №16, с. 491. — 1879, №9, с. 233. — 1880, № 11, с. 291, № 23, с. 598. — 1882, № 13, с. 329—334; № 17, с. 462—463. — 1887, № 22, с. 538, 541. — 1912, № 16, с. 517. Православное обозрение. — М., 1864, январь-апрель, с. 100,228—230. — 1866, ноябрь, с. 140. — 1867, май, с. 63—64. — 1868, январь, с. 38; ноябрь, с. 140—141. — 1870, январь, с. 14—15,18—19; декабрь, с. 391—392. — 1871, январь-декабрь, с. 450. — 1873, январь-декабрь, с. 65, 277. — 1878, май-август, с. 385. — 1879, сентябрь-декабрь, с. 39—43, 417—419, 355—357, 566—567, 613—615, 626—628. — 1880, май-август, с. 186—191, 465—467, 668—671; сентябрь-декабрь, с. 3—7. — 1881, май-август, с. 182—186, 785, 772. — 1882, январь-апрель, с. 403, 801—802. — 1888, май-август, с. 3—39. — 1889, сентябрь-декабрь, с. 202—210. — 1890, сентябрь-декабрь, с. 781—782. — 1891, май-август, с. 1—96. Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. — М., 1887. — Кн. 3, с. 234, 237, 313, 373, 378, 379, 385—389. Письма В. В. Гречулевича к архиепископу Могилянскому Анатолию // Русский архив. — М., 1898. — Кн. 1, с. 308—309. Русский архив. — М., 1900. — Кн. 2, № 7, с. 341; кн. 3, № 10, с. 237. — 1904. — Кн. 1, № 2, с. 299; кн. 2, № 6, с. 231. — 1910, № 2, с. 312. Московские церковные ведомости. — М., 1882, № 24—29. Литовские епархиальные ведомости. — 1876, №2. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1528, 1546—1547, 1602, 2145, 2272. Большая энциклопедия.

Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний // Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. — СПб., 1900—1905. — Т. 4, с. 43. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 18 (кн. 35), с. 397—398. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 15, 62, 68, 71, 75. Макарий Булгаков (до пострижения Михаил Петрович) — митрополит Московский; р. 19 сент. 1816 г., † 9 июня 1882 г.; доктор богословия, член Св. Синода, историк русской церкви. {Половцов}