Мамардашвили Мераб Константинович

(15.09.1930—25.11.1990) — философ, спец. по филос. сознания и истории филос.; большую часть жизни прожил в России.

Род. в г. Гори (Грузия) в семье военного.

В годы войны отец М. был комиссаром стрелковой дивизии.

М. окончил филос. ф-т МГУ (1954). (В эти годы на ф-те учились Э.В.Ильенков, А.А. Зиновьев, A.M.Пятигорский, Б.А.Грушин, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, Ю.А.Левада, Ю.Ф.Карякин, И.Т.Фролов, Г.П.Щедровицкий.) Характерно, что уже во время учебы в ун-те М. интересовала природа человеч. сознания и мышления — сквозная тема его будущей филос: одна из его студенческих курсовых работ называлась "Роль труда в происхождении мышления". После окончания асп. (1957) М. работает в редакции ж. "ВФ", где публикуются его первые статьи ("Процессы анализа и синтеза" и "Некоторые вопросы исследования истории философии как истории познания"), связанные с темой канд. дисс. В 1961 М. командируется в Прагу в ж. "Проблемы мира и социализма". Позже, с 1966 он работает в академических ин-тах Москвы (в Ин-те меж-дунар. рабочего движения и в ИИЕТ), а также читает лекции на психол. ф-те МГУ, в Ин-те кинематографии, на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в Ин-те общей и пед. психол.

АПН СССР, в др. городах (Рига, Вильнюс, Ростов-на-Дону, Тбилиси), как правило, по приглашению своих друзей.

Фактически эти лекции или беседы, как называл их М., и составляют основу его творч. наследия.

В 1970 в Тбилиси он защищает докт. дисс. "Формы и содержание мышления", в 1972 получает звание проф. В эти же годы он занимает должность зам. гл. ред. ж. "ВФ" (1968—1974). С 1980 работает в ИФ АН Грузии.

После возвращения из Праги М. становится "невыездным": вновь выезжает на Запад только в начале 1988. При жизни М. были изданы всего 3 небольшие кн.: "Формы и содержание мышления.

К критике гегелевского учения о формах познания" (М., 1968); "Классический и неклассический идеалы рациональности" (Тбилиси, 1984); "Как я понимаю философию" (М., 1990). Все остальное — и прежде всего многочисленные курсы его лекций (о Декарте, Канте, Марселе Прусте, совр. филос., античной и др.), а также подготовительные материалы к ним, в к-рых раскрываются природа филос. и ее проблемы,— находится в "архиве" у сестры философа и лишь в наст. вр. начинает издаваться его учениками.

Философствование вслух было любимым занятием М. По отзывам слушателей, он был великий мастер импровизации и мудрой филос. беседы.

Это был органичный для него жанр — устной беседы, размышления вслух, особенно в аудитории.

В "архиве" находилась и рукопись кн. по филос. науки "Стрела познания", единственная, к-рую он написал (а не наговорил) во второй половине 70-х гг., когда работал в ИИЕТ. Это была так называемая "плановая работа", хотя известно, что отчислили его из ин-та (после чего он вынужден был уехать в Грузию) "за невыполнение плана". Изд. наследия М. занимается специально созданный фонд его им.. В рамках Фонда выходят материалы Филос. чтений, посвященных памяти М. (Конгениальность мысли. М., 1994; Встреча с Декартом.

М., 1996; Произведенное и названное.

М., 1998 и др.). Прекрасно владея европ. яз. и считая себя космополитом, М. мог легко реализоваться как философ в любой европ. стране, но случилось так, что большую часть жизни он провел в России.

Он скончался в Москве, в аэропорту Внуково.

Похоронен в Тбилиси.

Вся жизнь и творч. М. были ответом на пережитое Россией XX в. тотальное зло и насилие.

Начав профессиональный путь с изучения истории филос. (см. библиографию его опубликованных статей в кн. "Как я понимаю философию") и внимательного чтения работ Маркса, он формулирует в 70-е гг. центр. идею своей филос: свободного явления или события мысли, случающегося в любой сфере че-ловеч. жизнедеятельности (К пространственно-временной феноменологии событий знания // ВФ. 1994. № 1). Эта идея интересует его прежде всего в плане он-тол. защиты трансцендентальных оснований еврои. культуры, выявленных в свое время Декартом и Кантом.

Считая, что "реальность входит в мир трансцендентально", он вслед за Кантом обращает внимание на априорные условия жизненного опыта человека, подчеркивая, что мы не можем мыслить произвольно и по желанию приращивать знания к уже имеющемуся знанию, потому что жизненное время дискретно.

Но при этом как бы сдвигает свой анализ дух. опыта личности с проблемы метафиз. априори на проблему, как он выражается, "метафиз. апостериори", т. е. на сам факт события мысли. После напряженной двухлетней работы над кн. "Стрела познания" в указанной статье он попытался в сжатом виде сформулировать именно апостериорный подход к анализу событий знания (или мысли). В дальнейшем этот подход получит развернутое обоснование в его публичных лекциях о Декарте и Канте, а затем — уже на материале искусства — в обширном цикле лекций о романе Пруста "В поисках утраченного времени". При этом он будет постоянно настаивать, что задача философа (как и ученого, писателя, художника) состоит не только в том, чтобы мыслить самому, но и давать возможность думать и мыслить др. Идея произведения как "органа жизни", способного порождать новые мысли и чувства, и раскрытие условий, при к-рых это возможно, станут с этого времени определяющими для его творч. Согласно М., философ рассуждает не о том, что видится, а о том, что видится (или познается) лишь в той мере, в какой есть сознание видимого или мысль о видимом на уровне рефлексии.

И это сознание и акт филос. рефлексии в качестве предпосылки или условия возможного опытного познания уже заключены внутри психол., физики, этики, права и др. наук, т. е. сам акт науч. и любого др. познания уже содержит в себе какие-то филос. акты, независимо от того, знаем мы об этом или не знаем. И именно они являются предметом реальной или натуральной филос. (Сознание как философская проблема // ВФ. 1990. № 10). Дуализм "души" и "тела" не опытная истина, не наблюдательное утверждение, а по-нимательная, плодотворная тавтология (одно из гл. понятий его филос), к-рая открывает возможность грамотного рассуждения.

Если же первопонятие (сознания, свободы, бытия) задается умственным, логич. путем и из него начинают мыслить, то мы погибли.

Поэтому, заявляет М., я начинаю с понимательной тавтологии: я — когито, я мыслю. Это метафиз. ощущение жизни проговаривалось М. бесконечное число раз. Только об этом фактически он и вел свой филос. разговор.

И когда его спрашивали, как он определяет собственную филос., он отвечал: я представитель естеств., натуральной филос., как понимал ее Кант, когда писал в "Критике чистого разума", что не стремление человека к счастью, связанное с достижением внешн. успеха и благополучия, и не любовь или симпатия характеризуют моральный поступок, но уважение к моральному закону как таковому, следование долгу, поскольку лишь этика долга дает нам не теор., а практич. жизненную уверенность распоряжаться собственной свободой.

Соч.: К проблеме метода истории философии // ВФ. 1965. № 6; Анализ сознания в работах Маркса // Там же. 1968. № 6; Формы и содержание мышления.

М., 1968; Классическая и современная философия. [В соавт.]. М., 1972; Проблема объективного метода в психологии. [В соавт.] // ВФ. 1977. № 7; Символ и сознание. [В соавт.]. Иерусалим, 1984; Классический и неклассический идеалы рациональности.

Тбилиси. 1984; Картезианские размышления (январь 1981). М., 1993; Проблема сознания и философское призвание // ВФ. 1988. № 8; Лекции о Прусте.

М., 1995; Необходимость себя. Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки.

М., 1996; Стрела познания.

Набросок естественноисторической гносеологии.

М., 1996; Психологическая топология пути. М.Пруст "В поисках утраченного времени". Тбилиси, 1996 (переиздана в СПб. в 1997); Символ и сознание.

Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. [В соавт.]. М., 1997 (дополн. и пере-раб. изд. кн., вышедшей в Иерусалиме в 1984); Лекции по античной философии.

М., 1999; Кантианские вариации.

М., 2000; Эстетика мышления.

М., 2000. Ю.П.Сенокосов Мамардашвили, Мераб Константинович Род. 15 сентября 1930 г., в г. Гори, ум. 25 ноября 1990 г., в Москве.

Грузинский философ.

Выпускник философского факультета МГУ. Был заместителем главного редактора журнала "Вопросы философии" (с 1968 г.), сотрудником тбилисского Института философии (с 1980 г.). Работы: "Формы и содержание мышления" (1968); "Символ и сомнение" (совм. с А. М. Пятигорским, 1982); "Классические и неклассические идеалы рациональности" (1984); "Как я понимаю философию" (1990); "Картезианские размышления" (изд. 1993).