Маньковская Надежда Борисовна

(р. 02.07.1948) — спец. по эстетике; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве.

Окончила Моск. гос. пед. ин-т иностр. языков (1970), асп. филос. ф-та МГУ (1974). С 1970 по 1979 — преп. МГИМО. С 1979 — м. н.с, ст. н.с, с 1990 вед. н. с. ИФ РАН. С 1987 — преп., с 1990 — проф. ВГИК. Докт. дисс. — "Проблема "Художник и общество" в современной французской эстетике" (1987). Переводчик кн.: Делез Ж. Различие и повторение.

СПб., 1998; Леви-Строс К. Мифологики.

Т.2. От меда к пеплу. М.-СП6., 2000; Левинас Э. От существования к существующему.

Его же. Познавая существование с Гуссерлем и Хайдеггером // Левинас Э. Избр. в 2 т. Т.1, 2. М. — СПб., 2000. Чл.-корр. Академии гуманит. иссл. Вице-президент Всеросс. эстетич. ассоциации.

М. выдвинула и обосновала концепцию модернизма, постмодернизма и постпостмодернизма как неклас-сич. эстетики XX в., принципиально отличающейся от антично-винкельмановской, гегелевско-кантовской западноевроп. эстетики.

Систематизированы признаки нонклассики в теории и художеств. практике модернизма: обретение рядом понятий обыденного сознания статуса филос.-эстетич. категорий; тенденции эстетизации филос.; трансформация норм и критериев класс. эстетики, чьим результатом явился приоритет диссонанса, дисгармонии в музыке; нефигуративнос-ти, асимметрии в живописи; абсурда, безобразного в литературе, театре, кинематографе.

Постмодернистская тенденция определена как неканоническая в силу ее принципиальной асистематичности, сознательного эклектизма, установки на расшатывание понятийного аппарата класс. эстетики; ее канон — отсутствие канона.

Проведен системный анализ постмодернистской эстетики как феномена культуры.

Исследованы теор. основы эстетики постмодернизма — постструктурализм, постфрейдизм, теория деконструкции.

Рассмотрены его ключевые методол. проблемы.

Проанализированы узловые вопросы соотношения постмодернизма, авангарда, массовой культуры.

Раскрыта специфика постмодернизма в искусстве и постнекласс. науке, его соотношение с алгоритмической и экол. эстетикой.

В качестве наиболее существенного филос. отличия постмодернизма прослежен его переход с позиций класс. антропоцентрического гуманизма на платформу совр. универсального гуманизма, а также отказ от европоцентризма и этноцентризма.

Предложено авт. видение постмодернизма в России, отличающее его от амер. и западноевроп. моделей.

Проанализированы осн. направления постмодернизма в разл. видах отеч. искусства, иссл. художеств. язык постмодерна.

Выдвинута гипотеза о перспективах постпостмодернистской эволюции, первыми признаками к-рой являются виртуалистика и транссентиментализм.

Выявлено принципиальное отличие постпостмодернизма от модернизма и постмодернизма, заключающееся в утверждении ряда новых художеств.-эстетич. канонов, стремлении создать принципиально новую художеств. среду. Разработана эстетич. концепция виртуальной реальности в искусстве, чей стержень — виртуальные артефакты как компьютерные двойники действительности, иллюзорно-чувственная квазиреальность.

На основе анализа специфики виртуального искусства иссл. тенденции виртуализации психол. эстетич. восприятия.

Соч.: Художник и общество.

Критический анализ концепций в современной французской эстетике.

М., 1985; Шизоанализ вместо психоанализа? М., 1991; Париж со змеями. (Введение в эстетику постмодернизма).

М., 1995; Виртуальный мир и искусство. [В соавт.] // Архетип. 1997. № 1; Эстетика постмодернизма.

СПб., 2000; Эстетика русского постмодернизма.

М., 2000.