Микешина Людмила Александровна

(р. 10.12.1930) — спец. по теории познания и методологии науки; д-р филос. наук, проф. Род. в Благовещенске Амурской обл. Окончила филос. ф-т ЛГУ (1953). Науч.-пед. деятельностью занимается с 1964. Работала доц. кафедры филос. Ленингр. горного ин-та; доц., проф., с 1986 по наст. вр. — зав. кафедрой филос. Моск. пед. гос. ун-та (бывш. МГПИ им. В.И.Ленина).

Докт. дисс. — "Детерминация естественно-научного познания.

Методологические аспекты" (1978). Предс. науч.-методического совета по филос. Мин-ва образования (с 1993 по наст. вр.). Отв. ред. и сост. "Хрестоматии по истории философии" (в 3 кн. М., 1997). Почетный проф. МПГУ. Член президиума РФО. Действ. чл. Академии гуманит. наук. Координатор экспертов РГНФ, РФФИ, Ин-та "Открытое об-во". В трудах М. иссл. общие закономерности социокультурной детерминации и взаимодействие логич., когнитивных и ценностных моментов.

Ценностные и мировоззренч. предпосылки науч. познания, метод и стиль науч. мышления, науч. картина мира также рассматриваются в единстве методол. функций и форм социокультурной обусловленности познания.

Неявное знание, имплицитные компоненты, принятые на веру эмпирич. высказывания исследуются как феномены, необходимые не только для понимания и интерпретации науч. текстов, но и для целостного видения знания в единстве дорефлексивных и рефлексивных форм. В методол. гуманит. познания выявлены способы рефлексии мировоззренч. компонентов; исследован метод конвенций как следствие коммуникативности познавательной деятельности.

Текст рассматривается в качестве синтетической "единицы" методологич. анализа, содержащей социокультурные, ценностные компоненты; апробирована универсальность понятия науч. революции, применяемого не только в естеств.-науч., но и в гуманит. знании.

Обосновываются идеи обновления традиц. эпистемологии, в качестве базовых операций принимаются не только отражение, но и репрезентация, конвенция и интерпретация; переосмысливаются категории субъекта — эмпирич. и трансцендентального, истины и др. проблемы теории познания в контексте филос. герменевтики.

Предлагается новый подход, при к-ром теория познания (гносеология), эпистемология и филос. науки рассматриваются как структурные компоненты более широкой обл. — философии познания, где они сохраняют свою абстрактно-гносеол. и логико-ме-тодол. природу и форму, но одновременно получают и экзист.-антропологич. осмысление.

Обосновывается необходимость диалога и синтеза известных в филос. познавательных концепций и когнитивных практик.

Выдвигаются и обосновываются принципы: "доверия человеку познающему", "целостный человек познающий — целостная филос. познания". Позитивно исследуются "маргинальные" для традиц. теории познания феномены — жизнь как категория познания, релятивность знания и релятивизм, когнитивная вера; признается фундам. значимость человека познающего, его понимающей и интерпретирующей способности.

Показана необходимость тесной связи эпистемологии с герменевтикой, ее когнитивной практикой, позволяющей определить, в каких формах, понятиях и концептах, с помощью каких приемов богатейший опыт языка м.б. учтен в филос. познания.

В связи с интерпретирующей функцией субъекта рассматриваются герменевтические смыслы образования как пайдейи.

В особом ракурсе — как "опыт мира" — исследуется язык и такая фундам. проблема, как познание времени и время в познании.

Соч.: Формы и методы научного познания [В соавт.] // ФН. 1974. № 4; Проблема истины [В соавт.] // Там же. 1976. № 2; Структура и функции научного метода.

М., 1977; Детерминация естественнонаучного познания.

Л., 1977; Ценностные ориентации субъекта и формы их отражения в научном знании // ФН. 1982. № 6; Имплицитные компоненты в структуре научного познания // Там же. 1987. № 7; Метаморфозы проблемы "когнитивное—ценностное" в философии и методологии // Ценностные аспекты развития науки. М., 1990; Современная проблематизация вечной темы // ФН. 1990. № 10; Ценностные предпосылки в структуре научного знания.

М., 1990; Неявное знание как феномен сознания и познания // Теория познания.

Т.2. М., 1991; Методология современной науки. Уч. пос. М., 1991; Методология в контексте культуры: Уч. пос. М., 1992; Судьба философии познания // Философия на рубеже веков. СПб., 1996; Витгенштейн: проблема веры и достоверности в познании // Философские идеи Людвига Витгенштейна.

М., 1996; Герменевтические смыслы образования // Философия образования.

М., 1996; "Я" и "Субъект" в философии Декарта // Декарт в канун XXI столетия.

М., 1998; Теория познания и герменевтика // В. РГНФ. 1998. № 4; Фундаментальный поворот в понимании структуры научного знания // Философия, наука, цивилизация.

М., 1999; Специфика философской интерпретации // ВФ. 1999. № 11; Философия познания — XXI век. Синтез когнитивных практик // В. РФО. 1999. № 3(11); Философия познания: диалог и синтез подходов // ВФ. 2001. № 5; Философия познания.

Полемические главы. М., 2001.