Микиша Михаил Венедиктович

[25.5. (6.6). 1885, Миргород, ныне Полтав. обл. — 20.11.1971, Киев] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец, педагог и общ. деятель.

Нар. арт. УССР (1971). Род. в бедной крестьянской семье. В 1903 окончил Миргород. худож.-промышленную школу им. Н. В. Гоголя по специальности скульптора и рисовальщика.

Принимал участие в революционном движении (распространял нелегальную лит-ру, рисовал карикатуры на местное начальство), за что в 1903 подвергся аресту.

С детских лет пел в школьном и церковном хорах. В 1904—10 обучался пению в Киев. муз.-драм. школе им. Н. В. Лысенко (кл. М. Зотовой, с 1906 у А. Мишуги, позднее был его ассистентом в Варшаве).

В период учебы жил в доме Лысенко, где познакомился с писателями М. Коцюбинским, И. Франко, Л. Украинкой, композитором К. Стеценко, артистами М. Заньковецкой, П. Саксаганским, Н. Садовским и др. известными деятелями укр. искусства.

В 1910 дебютировал в партии Йонтека на сцене Киев. укр. т-ра Н. Садовского.

В 1910—22 солист Киев. оперного т-ра (дебютировал в партии Фауста — "Фауст"), с 1919 рук. и директор укр. "Муз. драмы". В 1922— 31 солист моск. Большого т-ра, в 1931—42 — Харьков., в 1942—44 — Киев. т-ров оперы и балета (в этот период т-р находился в эвакуации в Иркутске).

Обладал красивым, сильным голосом широкого диапазона, чувством стиля, драм. дарованием, уделял большое внимание сцен. отделке партий.

Легкое звучание голоса позволяло певцу исп. лирич. партии.

С 1919 по совету Л. Собинова выступал только в драм. партиях.

Репертуар включал св. 50 партий. 1-й исп. партий: Уоттера ("Сын солнца"); в Большом т-ре — Ирода ("Саломея"). Лучшие партии: Самозванец, Гришка Кутерьма, Герман ("Пиковая дама"), Хозе ("Кармен"), Ирод, Радамес, Рауль, Каварадосси, Турриду, Йонтек, Канио (за грим в этой партии получил 1-ю премию на международной фотовыставке в Париже, 1928). Др. партии: Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Голицын ("Хованщина"), Алеша Попович ("Добрыня Никитич"), Вакула ("Черевички"), Садко, Петро ("Наталка Полтавка"), Левко ("Утопленница"), Еник. Партнеры: М. Баттистини, О. Баронат, К. Держинская, А. Дидур, М. Литвиненко-Вольгемут, Н. Обухова, В. Павловская, Т. Руффо, П. Цесевич, Ф. Шаляпин.

Пел п/у С. Василенко, А. Маргуляна, И. Палицына, А. Пазовского, В. Сука, И. Труффи, Л. Штейнберга.

В 1990-х гг. часто принимал участие в концертах любительского квартета братьев Вирских.

В годы революции выступал перед красноармейцами с исп. романсов и укр. нар. песен. Большое место в конц. программах занимали произв.

Лысенко и др. укр. композиторов.

Искусство певца высоко ценили Р. Глиэр, А. Мелик-Пашаев, И. Козловский, М. Рейзен, А. Яблочкина, М. Рыльский.

Тесная дружба связывала арт. с И. Франко (в 1913 певец участвовал в праздновании 40-летия писателя).

С 1919 преподавал в Киев. муз.-драм. ин-те им. Н. В. Лысенко, с 1937 — в Харьков., с 1944 — в Киев. консерваториях (с 1946 проф.); рук. также вокальным отд. Киев. веч. муз. школы для взрослых.

Ученики: В. Будневич, З. Гайдай.

А. Григорьев, М. Рыбалкин, М. Стефанович, Н. Чубенко.

В 1935 был избран депутатом Дзержинского райсовета в Харькове.

Записывался на грампластинки.

Архив. записи певца включены в антологию "Золоті голоси України" (Киев. 1970). Соч.: Практические основы вокального искусства. — Киев. 1971 (на укр. яз.); Вокальная терминология (рук.); Советы певцам по вокальной гигиене (рук.). Лит.: Гайдай З. К 60-летию М. В. Ми-киши: Большой мастер оперного искусства // Правда Украины. 1946. № 121. С. 4; Шелюбський М. М. В. Микиша. — Київ, 1947; Рыльский М. Выдающийся певец // Сов. культура. 1955. 23 июня; Его же. Артист, художник, педагог: К 50-летию творческой деятельности М. Микиши // Там же. 1960. № 78; Ладухин В. В гостях у старого мастера // Сов. артист. 1958. № 7; Головащенко М. Михайло Микиша // Музика (Київ). 1970. № 3. С. 15— 16; Его же. Корифей // Культура і життя (Київ). 1975. 3 липня; Обухова Н. Михаил Венедиктович Микиша // Надежда Андреевна Обухова: Воспоминания.

Статьи. Материалы, — М., 1970, 1970. С. 113—114.