Миронов Владимир Васильевич

(р. 04.04.1953) — спец. по теории филос. знания, онтологии, и теории познания; д-р филос. наук, проф. Акад. Петровской Академии наук и искусств.

Род. в Москве.

Окончил филос. ф-т МГУ в 1979. Обучаясь в асп., был переведен на должность мл. н.с; затем работал на кафедре систематической филос. (позднее кафедра онтологии и теории познания), ст. преп., доц. С 1998 по н.в. зав. кафедрой онтологии и теории познания, декан филос. ф-та МГУ; одновременно (с сентября 2001) — Проректор МГУ по академической политике.

Предс. учебно-методического объединения класс. ун-тов России по отделению филос., политологии, религиоведения.

Сферой науч. интересов М. выступает иссл. особенностей филос. как формы сознания, сочетающей в рамках общего рационалистического подхода два вектора отношения к миру: рационально-теор. и ценностно-мировоззренч.

Филос. не м.б. безразл. ни к какому-либо способу или виду познания, ни к какой-либо системе ценностей.

Это — открытая система, представляющая собой рефлексию над наиболее общими, предельными вопросами бытия и одновременно являющаяся конкретно-практич. размышлением над использованием результатов данной рефлексии в жизни людей. Указанные векторы задают границы филос. коммуникационного пространства, а постановка и решение отдельных проблем может тяготеть к тому или иному вектору.

Т. о., филос. самореализуется как диалог мыслителей и культур, внутри к-рого сталкиваются разнообразнейшие т. зр. и синтезируются в едином общечеловеч. мыслительном процессе противоположные концепции.

В этом коммуникационном пространстве не существует ни "вертикальных" ист. границ, ни "горизонтальных" культурно-цивилизац.

В работах М. отстаивается тезис о том, что филос. является искусством интерпретации, выступая, как герменевтическая деятельность.

Поскольку в филос. интерпретация осуществляется на вторичном или на еще более удаленном от реальности, "n-уровне", то она выступает как "интерпретация интерпретаций", как творч. деятельность, приумножающая смыслы.

При этом филос. является наиболее свободной интерпретацией, так как философ раскрывает зафиксированные смыслы в контексте новой социокультурной и пространственно-временной заданности.

Это один из источников приращения филос. знания.

В связи с этим, обл. интересов М. выступает анализ совр. концепций постструктурализма и постмодернизма, к-рые он рассматривает с позиций класс. понимания филос. именно как двойственной формы сознания, гармонично сочетающей в себе рационально-теор. и ценностно-эмоциональные компоненты.

Это позволяет сделать М. вывод о том, что данные концепции не представляют собой полностью самостоятельную и оригинальную линию в филос. и по многим параметрам вполне вписываются в антисциентистскую традицию.

Более интересным представляется социокультурный анализ их популярности, к-рый объясняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, это неприятие данных концепций в профессиональной среде, что побудило его представителей обращаться к иным формам собственной репрезентации, лежащими вне академической сферы. Во-вторых, это совпадение распространения данных концепций с развитием новейших форм коммуникации, в рамках к-рых нек-рые идеи постструктурализма и постмодернизма нашли свое "реальное" воплощение.

Именно в рамках смыслового Мегапространства Интернета происходит и "смерть автора", и появление гипертекстов, авторами к-рых может одновременно стать множество людей. Все это позволяет говорить о постструктурализме и постмодернизме как о филос. концепциях, отразивших состояние культуры второй пол. XX века, связанных с резким изменением коммуникационного культурного пространства.

Иссл. культуры в рамках совр. коммуникационного пространства, проблема изменения характера диалога между культурами, кризис культуры, интерпретируемый как изменение механизмов адаптации ("отставание" сознания индивида от массива новых явлений в культуре), изменение места в культуре филос. и науки, проблема становления интеграционной модели культуры, основанной не на этнических, а на общечеловеч. ценностях и противоречивые последствия темпов такого изменения, становятся предметом иссл. М. в посл. годы. Одновременно, интересы М. проявляются в филос. иссл. феноменов культуры, к-рые находились как бы на периферии филос. иссл., связанные с объяснением мифологич. сказочных персонажей, паранормальных явлений и т.д. М. — организатор филос. науки. За период его работы в качестве декана произошел ряд существенных изменений на отделении политологии филос. ф-та МГУ, в частности, создана новая кафедра полит. психол.; разработана сер. образовательных программ по филос., политол. и религиоведению.

М. является одним из инициаторов создания Ассоциации филос. ф-тов России.

М. удалось активизировать междунар. связи филос. ф-та МГУ. В посл. годы на ф-те читали лекции крупнейшие представители совр. филос., такие как К.-О.Апель, Х.Альберт, Т.Нейгель, Ю.Кристева, П.Пежю, Дж. Реале, Д.Антисери, Л.Ферри, Ф.Эрибон, Л.Хикмен, Э.Марти. В 1998 в составе делегации филос. ф-та М. встречался с Г.Г.Гадамером — основателем совр. герменевтики и брал у последнего обширное интервью.

В 2000 М. возглавлял делегацию и выступал на торжественном заседании в Гейдельберге, вручая звание почетного проф. МГУ Г.Г.Гадамеру.

В 1999 М. посетил ун-т г. Канадзавы (Япония), где участвовал в ряде филос. дискуссий; в 2000 по приглашению Д.Антисери выступал с лекциями перед студентами и преп. ун-та и политол. ин-та г. Рима (Италия), в 2001 М. возглавлял делегацию филос. ф-та в ун-т г. Гуанджоу (Китай), где также выступил с рядом лекций, посвященных судьбам марксизма в России.

Соч.: Антисциентистские интерпретации специфики философии // В. МГУ. Сер. "Философия". 1983. № 4; О понимании философии как мудрости, ФН. 1986. № 6; Компьютеризация: проблемы и перспективы (социальный аспект) // ФН. 1987. № 7; Философия, ее предмет и роль в обществе.

М., 1987; Наука и "кризис культуры" (или затянувшийся карнавал).

Ст.1 и 2 // В.МГУ. Сер."Философия". 1996. № 4, № 5; Философия. [В соавт.]. Учебник для студентов высших учебных заведений.

Часть 1 и 2. М., 1996; Образы философии и науки в современной культуре.

М., 1998; Философия.

Учебник для студентов вузов. М., 1998; Специфика гуманитарного познания и философия как интерпретация (декон-структивизм или конструктивизм) // В.МГУ. Сер. "Философия". 1998. № 6; Философия.

Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. [В соавт.]. Учебник.

М., 1999; Auf dem Gipfel der Geschichte. Wie es der Philosophie unter dem Roten Stern erging. Im Gesprdch // Hochschule. Z. 5588 F.1/2 Vierteljar. 1/2 1993; "Я — человек диалога". (Интервью с Хансом Георгом Гадамером). [В соавт.] // В. МГУ. Сер.7. "Философия". 1998. № 5; Статьи в словаре "Человек": "Вампиры", "Ведьмы", "Великаны", "Волхвы", "Гадание", "Жрец", "Идол", "Инициатива", "Карлики", "Колдун", "Культ и миф", "Легенда", "Магия", "Мистерия", "Миф", "Мифология", "Оккультизм", "Оракул", "Оргия", "Полтергейст", "Привидение", "Сказка", "Талисман", "Хаос". [В соавт.] // "Человек". (Философско-энциклопедический словарь).

М., 2000; Онтологическая сущность этики // В. МГУ Сер.7."Философия". 2000. № 1; Основные направления современной западной философии // П.В.Алексеев, А.В.Панин. Философия.

Учебник.

М., 2000.