Морозов Михаил Владимирович

[1868—] (псевдонимы: Гудаш, М. Владимирович, Мруз) — журналист и литературный критик.

Образование получил в Одесском реальном училище и в СПб Лесном ин-те, из которого был исключен за участие в студенческих беспорядках [1890]. С 1896 неоднократно арестовывался и ссылался.

Начиная с 1887, вплоть до ареста в 1892 организовывал в Одессе и Петербурге подпольные марксистские кружки.

По возвращении из ссылки в 1900 вел борьбу с экономистами.

В Саратове в 1901 вместе с Лядовым, Елагиным и покойным В. Ф. Галкиным организовал соц.-демократич. комитет, примкнувший к "Искре". С тех пор — в рядах партии большевиков.

Печататься начал с 1891. М. был одним из организаторов сб. "Лит-ый распад" (см.). В 1910 М. эмигрировал в Париж. В 1917, возвратившись в Россию, участвовал в работе на хозяйственном фронте.

В 1929—1930 М. был вице-президентом Государственной академии художественных наук. Последние годы М. принимает деятельное участие в ряде московских литорганизаций ("Союз рев. драматургов", "ВССП", "Никитинские субботники" и т. д.). Литературно-критические статьи М., печатавшиеся в повременных изданиях 1908—1910, собранные в сб. "Очерки новейшей литературы", посвящены творчеству Л. Андреева, Сергеева-Ценского, Б. Зайцева, В. Ропшина, М. Горького и Л. Толстого.

М. вскрывает реакционную сущность творчества писателей, выражающих идеологию буржуазной интеллигенции, изменившей революции в тот момент, когда "демократия начала осуществлять свои задачи и интересы" (Ленин), выделяя среди этих писателей Горького как пролетарского писателя.

По характеру своих критических работ М. сближается с отрядом первых критиков-марксистов.

В то же время М. высказал ряд положений, противоречащих марксизму, линию которого он в основном проводил, напр.: "Вся сила художников в их подсознательном, в том стихийном начале, которое в художественных творениях единственно важно, ибо это голос самой жизни, в чем мы познаем свой век, свое время". Помимо этого не всегда в статьях М. проблематика разбираемых им произведений увязана с текущими вопросами борьбы, заострена современностью.

Отчасти в этом сказалась недостаточная разработанность марксистского литературоведения в ту пору. М. также принадлежит ряд рассказов, стихов и пьес, занимающих второстепенное место в его лит-ой деятельности и не обладающих значительным художественным своеобразием, но отмеченных жизнерадостностью и оптимизмом.

Библиография: I. Теплое слово, Сб. фельетонов, Самарканд, 1905; Пересветы, Сб. стихов, М., 1924 (под псевдонимом Мруз); Очерки новейшей литературы, изд. "Прометей", СПб, 1917. III. Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, издание 4-е. под редакцией Н. К. Пиксанова, Гиз, М., 1928. {Лит. энц.}