Мосолов Николай Семенович

один из лучших офортистов нашего времени; родился в 1847 году. Отец его и дед, страстные собиратели картин и гравюр, оставили ему в наследство богатую картинную галерею и собрание редких эстампов, которое Николай Семенович значительно пополнил первоклассными экземплярами Остада, Рюйсдаля и других знаменитых голландцев.

Особенно хорош его Остад, — другого такого собрания Остада, в частных руках, в Европе, едва ли y кого найти можно. С ранних лет Николай Семенович начал заниматься офортом; первое время он преимущественно копировал гравюры Рембрандта и так набил себе руку его манерою, что, как справедливо замечает Сире, в передаче картин Рембрандта он не только самый блестящий, но и самый верный передатчик его произведений, которые выходят y него точнее и проще, чем y других мастеров, работавших по этой части, не исключая и самого Унгера.

Отец Мосолова приготовлял ему доски, травил и печатал, приспособляясь к тем приемам, которые употреблялись Рембрандтом.

Некоторое время Н.С. Мосолов пользовался советами Ф.И. Иордана; затем, в Дрездене, он работал y Фридриха Планера и за сделанную им гравюру с картины Боля "Сон Иакова" получил в 1865 г. классного художника академии.

После того он работал в студиях Унгера и Фламенга; в 1868 получил классного художника 1-й степени за гравюру "Бахуса", с картины Рубенса в Эрмитаже, a в 1872 выступил с самостоятельными трудами.

В этом году лейпцигский торговец Другулин выпустил два великолепных издания его работ: 1. "Les chefs d''oeuvre de l''Ermitage Imperial a St.-Petersburg. 20 pl." и 2. "Les Rembrandts de l''Ermitage; 40 pl.". Эти издания поставили Мосолова наряду с первоклассными офортистами нашего времени.

За первое из них Мосолов признан академиком нашей академии.

Затем в 1876 г. Другулин издал третью сюиту из 10 листов: "Dix eaux-fortes d''apres Rembrandt", за которую Мосолову присуждена в Парижском салоне золотая медаль.

С этих пор Н.С. Мосолов продолжал гравировать офортом, но досок своих не издавал; иногда он дарил их в художественные журналы и для раздачи премий, но, имея огромное состояние, не имел надобности пускать их в продажу.

Подробная биография Николая Семеновича и подробный перечень его работ помещены С.С. Шайкевичем в Вестнике Изящных Искусств А.И. Сомова за 1885 год. С его любезного дозволения помещаю здесь краткий перечень работ Мосолова в том же порядке и под теми же номерами: Издание "Les Rembrandts de l''Ermitage": 1. Авраам угощает Троицу; 2. Жертвоприношение Авраама; 3. Братья Иосифовы приносят Иакову его одежды; 4. Жена Пентефрия обвиняет Иосифа; 5. Падение Амана; 6. Св. семейство; 7. Возвращение блудного сына; 8. Притча о виноградаре; 9. Отречение св. Петра; 10. Снятие со креста; 11. Неверие Фомы; 12. Даная; 13. Молитва перед обедом; 14. Мать Рембрандта с книгой; 15. Она же в черном чепце; 16. Она же; 17. Она же с книгой и очками; 18. Каллиграф Коппенол; 19. Молодой воин; 20. Старый еврей; 21. Ян Собесский; 22. Молодая еврейка; 23. Турок; 24. Старый воин; 25. Старый еврей; 26. Старик; 27. Молодая девушка; 28. Старик; 29. Молодая женщина; 30. Раввин бен-Израэль; 31. Мужской портрет; 32. Монахиня и дитя; 33. Портрет пожилой женщины; 34. Портрет пожилого мужчины; 35. Портрет молодого человека; 36. Девушка с метлой; 37. Мужской портрет; 38. Портрет молодого человека; 39. Женский портрет; 40. Вид Рейна. В издание "Dix eaux-fortes d''apres Rembrandt": 41. Ночной дозор (La Ronde de nuit). Оригинал находится в Амстердамском музеуме. 42. Группа из "Ночного дозора" (не вошла в Альбом).

Фигура офицера в белом платье: "N. Mossoloff 1874. — dedie a mon pere". 43. Свадьба Самсона, с ориг. Дрезденской галереи. 44. Портрет Рембрандта, с ориг. Венского бельведера. 45. Яков, благословляющий своих детей, с ориг. Кассельской галереи. 46. Саския, первая жена Рембрандта (там же). 47. Портрет каллиграфа Коппеноля (там же). 48. Бургомистр Ян Сикс (ориг. там же). 49. Молодая женщина в богатом наряде (то же). 50. Математик (то же). 51. Знаменщик (то же). Отдельные, неизданные листы 52. Возвращение блудного сына (Эрмитаж, № 797): "N. Mossoloff fec. 1868". 53. Христос в Эммаусе, с ориг. Луврской галереи; гравировано в 1877 году. 54. Снятие с креста, с ориг. Мюнхенского музея; гравир. в 1876 году. 55. Ночной дозор, повторение № 41, но в меньшую величину; в 1-х отпечатках заметка: голова знаменщика. 56. Урок анатомии, с ориг., находящегося в Гааге, в музеуме; гравирован в 1876 году. 57. Синдики суконного ряда; с ориг. Амстердамского музея. 1-е отпеч. не совсем конченые; 2-е конченые. 58. Большой портрет раввина Манассии (Эрмит., 820); гравирован в 1867 г. 59. Портрет старика, с длинными седыми волосами, бородой и усами несколько завитыми; с ориг. Дрезденской галереи.

Помещен в: "Die graphischen Kunste". 60. Портрет старика, с ориг. Кассельской галереи; гравирован в 1877 году. 61. Мужской портрет (в ухе сережка), с ориг. музея в Гааге. 62. Портрет молодого человека с длинными кудрями, с ориг. Кассельской галереи (1877). 63. Воин в латах с копьем (там же). 64. Рембрандт с женой, с ориг. Дрезденской галереи. 65. Портрет Рембрандта, с луврского оригинала; гравирован в 1877 году; во 2-х отпечатках доска уменьшена и овал уничтожен. 66. Портрет Рембрандта; ориг. в Лондонской национальной галерее. 67. Женский портрет.

Повторение № 39. 1-е отпечатки без подписи; 2-е с подписью: "пис. Рембрандт гравировал Н. Мосолов 1865 г. — с картины Императорского С.-Петербургского Эрмитажа". 68. Женщина в купальне, с ориг. Луврского музея; гравиров. в 1877 г. 69. Мать Рембрандта (Эрмитаж, № 806). Повторение № 16, но в значительно большей величине; гравиров. в 1865 г. — 1-е отпеч. без подписи; 2-е с подписью: "пис. Рембрандть. — гравировал Н. Мосолов 1865 г.". 70. Портрет матери Рембрандта, с ориг., принадлежащего художнику.

Старушка, с покрывалом на голове, стрижет себе ноготь на пальце.

Первая работа Мосолова офортом. 71. Тот же портрет, в большем размере. 71а. Тот же портрет в обратную сторону.

С этой доски существует только несколько пробных отпечатков. 72. Портрет жены Рембрандта, с ориг. Дрезденской галереи. 1-е отпеч. с заметкой. 73. Саския, первая жена Рембрандта, с ориг. Кассельской галереи, повторение № 46, но в большем размере: "N. Mossoloff sc. 1874. Rembrandt pinx". 74—106. Копии с офортов Рембрандта; по Барчу: №№ 22, 23, 35, 54, 88, 120, 150, 152, 159, 162, 165, 166, 167, 168, 171, 172, 174, 176, 179, 180, 204, 236, 287, 288, 289, 293, 306, 309, 311, 355, 360, 370, 372, все с подписью: "Н. Мосолов, 1861". Гравюры с других старинных мастеров 107. С Ливенса: Портрет еврея Филона, с ориг., принадлежащего художественному критику Бюргеру.

Доска уничтожена. 108. С Боля: Ученый; в сборнике Мосолова: "Les chefs d''oeuvre de l''Ermitage". 109. Отдыхающее семейство, с ориг. Дрезден. галереи. 110. Сновидение Иакова, с ориг. Дрезденской галереи.

Лист этот гравирован в 1865 г. в мастерской Густава Планера в Дрездене.

Одна из первых работ Мосолова, доставившая ему звание классного художника: "N. Mossoloff, fec. 1865". 111. Астролог, с офорта Боля (Ва. 5): "N. Mossoloff. f". 112. Портрет офицера, с офорта Боля (Ва. 11). 113. С Брауера: Портрет молодого человека, с ориг., находящегося y г. Ветри в Париже: "N. Mossoloff. fec. 1867". 114. С Адриана Остада: Крестьянское семейство; ориг. в Эрмитаже, № 954. Доска уничтожена. 115. Семейство, с оригинального офорта Остада (Ва. 33). 116. С Герарда Дова: Читальщица.

В альбоме: "Les chefs d''oeuvre de l''Ermitage". 117. C Франса Мьериса: Утро голландской дамы; из того же альбома. 118. С Габриэля Метсю: Больная.

То же. 119. С Тербурга: Полученная весть. То же. 120. С Питера де Хога: Кружевница.

То же. 121. С Ф. Вувермана: Дорога.

То же. 122. С Павла Потгера: Коровы: "N. Mossoloff, 1884". То же. 123. С Карла Дюжардена: Скот. То же. 124. С Альберта Куина: Пасущийся скот. То же. 125. С Павла Рубенса: Два сатира, с ориг. Мюнхенского музея. Гравиров. в 1866 г. и была помещена в "Gazette des beaux-arts". 126. Вакханалия, с ориг. Эрмитажа, № 551 127. Голова Силена.

Этюд резцом с редкой гравюры Больсверта. 128. Вакханалия;

Эрмитаж, № 550. За эту гравюру в 1868 г. Мосолов получил звание классного художника 1-й степени. 129. Портрет Елены Форман, с ориг. Мюнхенского музея; гравиров. в 1867 году. 130. То же, в меньшую величину: "Rubens pinx. Nicolas Mossoloff sculp.". Был помещен в "Gazette des beaux-arts". 131. Портрет Елены Форман, с эрмитажного ориг., № 576. 132. Он же, с того же оригинала; повторение № 131 в меньшую величину.

Вошел в "Les chefs d''oeuvre de l''Ermitage". Кроме того, был издан в "Zeitschrift fur bildende Kunst", c подписью: "Rubens pinx. N. Mossoloff sculp. Helene Forment. Das Original befindet sich in der Ermitage zu St.-Petersburg. Druck. v. F. A. Brockhaus in Leipzig". 133. Портрет того же лица, с ориг. рисунка Рубенса (в Эрмитаже).

Доска уничтожена. 134. Богоматерь с Младенцем, с эрмитажного оригинала, № 538. Вошла в "Les chefs d''oeuvre de l''Ermitage". 135. C Ван-Дика: Амур со стрелой, с ориг., принадлежащего Мосолову; гравирован в 1867 г. 136. Франц Снейдерс и его семейство; в "Les chefs-d''oeuvre de l''Ermitage". 137. C Франса Хальса: Мужской портрет, с эрмитажного ориг., № 771. 138. С неизвестного фламандского оригинала: Голова старика с седыми волосами и бородой: "N. Mossoloff fec". Гравирован в мастерской Фламенга в 1867 году. 139. С Леонардо да Винчи: Богоматерь Литты; в "Les chefs-d''oeuvre de l''Ermitage". 140. Св. семейство с безбородым св. Иосифом, с ориг. Рафаэля, Эрмитаж, № 37. Там же. 141. Св. Георгий, с эрмитажного ориг. Рафаэля. 142. С Бонвичино: Юдифь, с эрмит. ориг. В "Les chefs-d''oeuvre de l''Ermitage". 143. C Микеланджело Америги: Ce человек.

Там же. 144. С Тициана: Даная; то же. 145. С Карла Маратти: Портрет папы Климента IX: То же. 146. С Мурильо: Молодой крестьянин.

То же. 147. Видение св. Антония, с ориг. Эрмитажа. 148. С Павла Веронезе: Снятие со креста, с эрмитажного оригинала. 148а. То же, в меньшем размере. 149. С Сальватора Розы: Св. Севастьян; с оригинала, принадлежащего Мосолову. 149а. То же в меньшем размере. 150. С Веласкеса: Папа Инокентий X, с эрмитажного оригинала. 151. Мужской портрет, с ориг. Мюнхенского музея. Доска уничтожена. 152. Св. Христофор, с гравюры Марка Антония (Ва. 146). Работы с живописцев XIX столетия 153. Пьющий арнаут, с Жерома. 154. Воин с обнаженным мечом. То же. 155. Христианская мученица, с Габриэля Макса (Licht); c ориг., принадлежащего Д.П. Боткину, в Москве. 156. Привет (Ein Gruss). 157. Женская головка в овальной рамке, с Ф.А. Каульбаха. 158. Молодой человек, провожающий девушку, идущую из церкви с молитвенником, с Г. Лейса. Гравиров. в 1873 году. На 2-м отпеч.: "N. Mossoloff fec. 1873". 159. Старик и женщина y арки дома. 160. Монах с цепью на шее. 161. Молодая женщина в средневековом наряде: "H.L. 1863". 162. Девушка с прялкой: "N.M.". 163. Молодой человек, пишущий на круглом столе. 1-е отпеч. без подписи, с большой доски; во 2-х доска уменьшена. 164. Прогулка: "d''apres H. Leys. — a M.W. Drugulin N. Mossoloff". 165. Девушка с кувшином, с Ланделя. 166. Голова старика, смотрящего влево, с Шнора. 167. Две головы (старика и юноши) на одном листе, с того же мастера. 168. Фигура юноши с лирой, с Швиндта. 169. Венера с яблоком, с Рафаэля; оригинал принадлежит Мосолову.

Доска уничтожена. 170. Старушка в платке, с рисунка художника Мона. Гравирована в мастерской Фридриха: "N. Mossoloff". 171. Портрет Карла V, с неизвестной немецкой гравюры.

Работы с произведений русских живописцев 172. Тайная вечеря, с картины Н. Ге; оригинал в Академии художеств. 1-е отпеч. без подписи; 2-е с подписью, розданы, в виде премии, С.-Петербургским Обществом Поощрения Художников. 173. Схимник, с картины В. Шварца; ориг. y П.М. Третьякова; 1-е отпеч. с большой доски; 2-е с уменьшенной; 3-и с подписью, — розданы в виде премии Московским Обществом любителей художеств. 174. Гонец XVI века, с того же мастера, оригинал y Мосолова.

Слева монограмма Шварца и 1868 год. 1-е отпеч. без подписи; 2-е с подписью: "Гонец (XVI века). Премия гг. членов Общества любителей художеств за 1870 год". 174а. Ta же гравюра, неудачно травленная; отпечатки с нее чрезвычайно редки. 175. Царь Иван Грозный y гроба сына, с оригинала Шварца, находящегося y г-жи Смирновой. 4.10 х 6.4. 176—179. Альбом, состоящий из четырех гравюр, к роману гр. А.К. Толстого "Князь Серебряный", с рисунков Шварца с объяснительным текстом к ним (один лист): "1) Царь, обрадованный приходом Малюты; 2) Иоанн в изнеможении y преддверия храма; 3) Царь и слепые; 4) Боярин в шутовском кафтане за столом y Иоанна". 180. Лимонщик, с картины В. Якоби, принадлежащей П.М. Третьякову. 181. У ворот, с картины Рачкова; ориг. y П.М. Третьякова в Москве. 1-е отпечатки без подписи; 2-е с подписью; 3-и с обрезанной доски, с подписью: "Премия Общества Любителей Художеств в Москве за 1872 год". 182. Афганец, с ориг. В. Верещагина, находящегося y Д.П. Боткина. 1-е отпеч. без подписи; 2-е с подписью: "Премия Московского Общества любителей художеств за 1879 год". 183. На побывках y сына, с картины В. Маковского; ориг. y Третьякова. 1-е отпечатки с заметкой на поле гравюры, — изба; 2-е без заметки, — приложены к 1-му выпуску "Вестника Изящных Искусств" за 1885 г. 184. Граф В.В. Растрелли, с неизвестного оригинала; 1-е отпечатки до подписи; 2-е с подписью: "Премия Петербург.

Общества поощрения Художников на 1870 год". 184а. Тот же портрет; неудавшаяся гравюра. 185. Портрет Семена Ивановича Мосолова (прадеда художника), с ориг. XVIII столетия, рисованного пастелью; на нем костюм екатерининского времени и парик с косою: "N. Mossoloff fec. 1870". 186. Портрет Николая Семеновича Мосолова (деда художника), с ориг. Кипренского, принадлежащего семье художника. 1-е отпеч. без подписи; 2-е с подписью: "О. Kiprensky рипх. 1811, N. Mossoloff fec. 1878". 187. Портрет Семена Николаевича Мосолова (отца художника), с ориг. Крибеля; на голове его шапка a la Rembrandt. 1-е отпечатки без подписи; на 2-х: "L. Kriebel peint. 1859. N. Mossoloff a. f. 1878". C собственных рисунков художника 188. Портрет Рембрандта, нарисованный Мосоловым по впечатлениям, произведенным на него различными изображениями любимого им мастера: "N. Mossoloff. fec. 1869, Rembrandt". Портрет этот приложен к некоторым экземплярам издания: "Les Rembrandts de l''Ermitage". 189. Такой же портрет Рембрандта, в овале: "Н. Мосолов". 190. Портрет камердинера Мосоловых, Петра Ивановича, гравированный с натуры.

Типичное русское лицо старика, с длинною белою бородой; он в картузе, сидит y стола, подпершись правой рукой; в левой держит хворостину: "Н. Мосолов 1864". 191. Молодая девушка в костюме a la Gretchen; вдали виден город; справа два дерева. 192. Сельская русская изба, гравирована с натуры.

У открытой двери стоит крестьянин, с посохом в руке; около него собака; направо две лошади y яслей. 193. Странствующий богемец, в рост; на нем плащ и круглая шляпа. 1-е отпечатки пробные, почти без фона и без бордюра: "N. Mossoloff 1884"; во 2-х земля под ногами обозначена сильнее темными штрихами; подпись ниже и крупнее; в 3-х в фоне, справа, награвирована часть избы, дерево и густой кустарник; слева вдали видна церковь; в 4-х дерево, обувь и шаровары богемца пройдены иглой; 5-е вполне оконченные; церковь другой формы; прибавлено еще дерево и несколько изб. 194. Мальчик-богемец (брат предыдущего); этюд с натуры 1884 года; в рост. В 1-х отпечатках куртка и фон не кончены; 2-е окончены; с левой стороны вдали виден город. 195. Пастух; поясная фигура, в круглой шляпе. Этюд с натуры: "N. Mossoloff fec". 196. Странствующий богемец; сидящая фигура с посохом в левой руке; 1-е отпеч. без бордюра; 2-е с бордюром.

Доска уничтожена. 197. Читающий старик, — крестьянин сидит y стола за книгой.

На столе надпись: "N. Mossoloff 1864". Доска уничтожена. 198. Повторение предыдущего в меньшем размере.

Доска четырехугольная; надписи на столе нет; 1-е отпеч. без подписи; во 2-х: "рисовал с натуры и гравировал Н. Мосолов 1864". 199. Бюст старика, в овальной рамке. С правой стороны y левого плеча подпись: "Н. Мосолов 1863". 200. Торвальдсен: "N.M.". Погрудной портрет, 3/4 вправо. {Ровинский}