Мурацан

[1855—1908] — псевдоним армянского беллетриста Григоратера Ованисьяна.

Родился в городе Шуше (Нагорный Карабах).

Начал свою литературную деятельность в 80-х гг. С самого начала своей литературной деятельности М. попал в водоворот двух основных течений армянской буржуазной мысли 80-х и 90-х годов прошлого столетия: буржуазно-либерального, возглавлявшегося газ. "Мшак", и консервативно-клерикального ("Мегу", "Нор-Дар"). Буржуазный либерализм ратовал за возрождение армян путем интенсивного развития "национального капитала". Консервативно-клерикальное направление, цепляясь за уходящее прошлое, вело непримиримую борьбу за сохранение "чистоты" патриархальных нравов и быта, особенно отстаивая религию и "исконный" армянский яз. как незыблемые основы национальной культуры.

Эта реакционная политическая группа стремилась подчинить своему влиянию армянское середняцкое крестьянство, противопоставляя его "вырождающейся" армянской буржуазии.

Консерваторы-клерикалы решительно отрицали новую буржуазную городскую культуру, рассматривая ее как серьезную угрозу устоям нации, оплотом которой является крестьянство.

К консервативно-клерикальному течению примкнул и М. В произведениях, посвященных крестьянству, М. проявил глубокое знание быта армянской деревни, но изображал ее с реакционных позиций.

М., показывая обнищание и разорение деревни, намечает в качестве средства борьбы с ними только культурно-просветительную работу армянской интеллигенции, чем стушевывает непримиримые классовые противоречия и необходимость революционной перестройки общества.

Характерны его романтическая повесть "Хорурдавор мианцнуи" (Таинственная одиночка, 1889) и реалистический рассказ "Нои аграв" (Ноева ворона, 1899); в последнем М. противопоставляет деревенский уходящий быт городской культуре, выставляет в отрицательном свете тех интеллигентов — выходцев из крестьянской среды, — которые, приобщаясь к просвещению, поворачиваются спиной к деревне.

В следующем своем рассказе "Аракял" (Апостол, 1902) М. вынужден признать крах своих просветительских идей. Консервативно-клерикальные взгляды М. (религиозная нетерпимость, шовинизм) нашли свое наиболее яркое выражение в рассказах: "Семья армянина-протестанта", "Моя невеста-католичка". Из крупных произведений М. следует отметить исторический роман "Геворк Марзпетуни" [1896] (из жизни феодальной Армении XIII в.) и историческую драму "Рузан" [1882]. Библиография: I. На армянском яз.: Сочин., тт. I и II, Тифлис, 1904. П. На армянском яз.: Тертерян А., Творчество Мурацана, "Шохер" (Лучи), Литературно-художественный и критический сборник, П., 1912; Агаян Г., Туманян О., Папазян В., Армянские писатели, ч. 1, изд. 2-е, Тифлис, 1914, стр. 680; Сурхатян, Армянская литература, ч. 1, Эривань, 1920, стр. 474—476; Тертерян А., Заметки о наших крестьянских писателях, "Известия государственного университета ССР Армении", Эривань, 1927, страницы 282—286. Е. Мартиросьян. {Лит. энц.}